Чем были вызваны военные реформы, осуществлённые в России в середине XVI в.?
Как назывались списки, изображённые на столе перед воеводой?
Какую роль в XVI в. стало играть огнестрельное оружие? С чем это связано?
1. Зачем была необходима «избранная тысяча»?
2. Что такое «Список Государева двора»? Из кого он состоял?
Какие пушки имела на вооружении русская армия в XVI в.?
1. Почему было необходимо запретить местнические споры в военное время?
2. Какие положения содержало Уложение о службе?
1. Ккакому разряду служилых людей принадлежали стрельцы?
2. Расскажите об организации стрелецкого войска.
3. Какие функции выполняли стрельцы? Какие льготы они имели?
Как и почему Московское государство взаимодействовало с казаками в XVI в.?
1. Что такое казачество? Где и почему оно формировалось?
2. Какие порядки складывались в казачьем мире?
Вопросы и задания
1. Какие перемены в области военного дела произошли в раннее Новое время в мире? Когда эти новшества появились в России? Почему было важно научиться их использовать? Свой ответ обоснуйте.
2. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Опишите картину. Кто составлял основу поместного войска? Какие задачи перед ним стояли? Придумайте своё название картины.
3. Перечислите основные мероприятия военных реформ 1550-х г. Можно ли назвать их результативными? Почему вы так считаете?
4. Какие сословные группы в XVI в. входили в состав служилых людей? Как изменилось их социальное положение в результате реформ 1550-х гг.?
5. Сравните организацию русского войска в годы правления Ивана III и Ивана IV. Выделите общие черты и различия.
6. Почему учёные называют стрелецкое войско полурегулярным? Сформулируйте два аргумента.
7. Сформулируйте не менее трёх отличий казаков от остальных групп российского населения XVI в.
8. Рассмотрите иллюстрации, которые помещены в параграфе. Какие из них являются фотографиями исторических источников, а какие – художественными произведениями? Почему важно отличать исторический источник от художественного произведения? Свой ответ обоснуйте.
9. Сравните службу русских стрельцов и мушкетеров во Франции. Назовите общие черты, укажите различия.
10. Каковы были, по вашему мнению, итоги и значение военных реформ Ивана IV и избранной рады?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Определите хронологический порядок событии: 1) запрет местнических споров между воеводами во время войны; 2) завоевание испанцами во главе с Ф. Писарро державы инков; 3) принятие Уложения о службе; 4) открытие Тридентского собора.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из сочинения «Рассуждение о делах Московии» венецианца Ф. Тьеполо, побывавшего в России в середине XVI в., и ответьте на вопросы.
Конница из более знатных и богатых одевается в панцирь из тонких и хорошо закалённых металлических пластин и островерхий шлем, равным образом сделанный из пластинок; причём все это производится в Персии.
Эти , кон ники, в большинстве своем действуют копьём, прочие же вместо дат носят толстые ) стёганые, кафтаны, очень плотно набитые хлопком, они хорошо противостоят ударам, особенно стрелами. Среди них есть большой отряд аркебузьсров |вооружённые огнестрельным оружием), а все другие действуют луком.
Общим для всех оружием являются меч и кинжал, а немногие выделяются железными палицами. Лошади у них малорослые, но весьма приспособлены к (воинскому, труду и всяким невзгодам, а сверх того и к холоду.
1. Опишите набор вооружения русских воинов. Какие виды оружия преобладали
2. Почему только знатные люди носили панцирь и шлем из металлических пластин?
3. Кто такие аркебузьеры? Много ли их было в дворянской коннице? Объясните почему.
Работаем c ПОНЯТИЕМ
Раскройте смысл понятия «местничество». Приведите один исторический факт конкретизирующий данное понятие относительно истории России.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте? его двумя-тремя аргументами. Чем были вызваны военные реформы, осуществлённые в России в середине XVI в.?