§ 6. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика
Вопросы
1. Почему полуденная высота Солнца в течение года меняется?
2. В каком направлении происходит видимое годичное движение Солнца относительно звёзд?
Упражнение 5
При выполнении упражнения угол наклона экватора к эклиптике считать равным 23,5°.
1. На какой высоте Солнце бывает 22 июня на Северном полюсе?
2. На какой географической широте Солнце бывает в полдень в зените 21 марта; 22 июня?
3. В какой день года проводились наблюдения, если полуденная высота Солнца на географической широте 49° была равна 17°30′?
4. Полуденная высота Солнца равна 30°, а его склонение равно — 19°. Определите географическую широту места наблюдения.
5. Определите полуденную высоту Солнца в Архангельске (географическая широта 65°) и Ашхабаде (географическая широта 38°) в дни летнего и зимнего солнцестояния. Каковы различия высоты Солнца: а) в один и тот же день в этих городах; б) в каждом из городов в дни солнцестояний? Какие выводы можно сделать из полученных результатов?
Задание 6
Найдите на звёздной карте эклиптику и проследите, по каким созвездиям она проходит.
Задание 7
Составьте в тетради таблицу, в которую запишите координаты Солнца в дни равноденствий и солнцестояний.
Задание 8
Определите положение Солнца на эклиптике и его экваториальные координаты на сегодняшний день. Для этого достаточно мысленно провести прямую от полюса мира к соответствующей дате на краю карты (приложить линейку). Солнце должно располагаться на эклиптике в точке её пересечения с этой прямой.
Задание 9
Установите звёздную карту на полночь того числа, когда выполняется это задание. Запишите несколько созвездии, которые будут видны в это время в южной, западной, северной и восточной стороне над горизонтом. Затем установите звёздную карту на полночь той даты, которая отличается от первой ровно на полгода. Снова запишите созвездия, видимые в различных сторонах горизонта. Сравнивая эти две записи, укажите, какие изменения произошли в положении созвездий. Чем можно объяснить эти изменения?