§ 6–7 Крымская война (1853–1856)
Как можно оценить итоги Крымской войны?
Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение о том, как создавалась эта панорама.
В чём состояли причины образования антироссийской коалиции?
В чём состояло значение Синопского сражения?
Почему российский Черноморский флот не имел возможности противостоять англо-французскому флоту?
Узнайте, когда установлен этот памятник, кто его автор. Объясните его символику.
На основе дополнительных источников подготовьте сообщение об обороне
Петропавловска.
1. Почему оборона Севастополя стала главным событием Крымской войны?
2. Покажите на карте 4 (см. Приложение) места важнейших сражений, расположение бастионов Севастополя, Малахова кургана, войск союзников.
Объясните оценку заключения мирного договора автором дневника.
В чём состояли, по вашему мнению, главные уроки Крымской войны для России?
Вопросы и задания
1. Каковы были повод и реальные причины Крымской войны? Какие ошибки допустил
Николай І при подготовке к войне?
2. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение с презентацией о Синопском сражении.
3. Расскажите об обороне Севастополя. Что позволило городу выдерживать осаду в течение 349 дней?
4. Покажите на карте 3 (см. Приложение) действия русских армии и флота, флота союзников, турецкой армии, места важнейших сражений.
5. Была ли Крымская война войной «коллективного Запада» против Российской империи? Своё мнение подтвердите фактами.
6. Назовите важнейшие причины поражения России в Крымской войне.
7. Каковы были условия Парижского мира 1856 г.?
8. Объясните слова известного отечественного историка Е. Тарле: «Крымская война является одним из переломных моментов в истории международных отношений и в особенности в истории внешней и внутренней политики России».
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) Парижский мирный договор; 2) первый штурм Севастополя; 3) гибель П. Нахимова; 4) гибель В. Корнилова; 5) Синопское сражение; 6) первая бомбардировка Севастополя.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из воспоминаний участника обороны Севастополя, ответьте на вопрос и выполните задание.
Жители города, жёны и дети моряков, несмотря на ядра и бомбы, бросаемые в город, спокойно оставались в своих домах, никто не покидал осаждённой крепо-сти, и только настоятельные требования начальства… заставили некоторых оставить родное жилище…
Мальчики от 10-летнего возраста являются на бастионы, где с необыкновенным самоотвержением под самым сильным неприятельским огнём остаются на батареях, помогая артиллерийской прислуге, поднося заряды и снаряды; так, сын матроса
37-го флотского экипажа Максим Рыбальченко, мальчик 12 лет, во время самого сильного бомбардирования города, в продолжение 5, 6 и 7-го числа октября, соби-рал… ядра и носил их на бастион Корнилова. Когда стихала канонада, Максим Рыбальченко не покидал бастионы… В настоящее время Максим Рыбальченко находится на батарее Камчатского люнета и исполняет обязанности нумера, подающего снаряды к орудию. Товарищ Рыбальченки, сын матроса 30-го флотского экипажа Кузьма Горбаньев с первых дней осады Севастополя явился на бастион Nº 4 и просил командовавшего там определить его в число артиллерийской прислуги. 2 апреля
Кузьма Горбаньев ранен и после перевязки возвратился к своему месту.
1. В чём, на ваш взгляд, состояла причина спокойствия мирных жителей Севастополя?
2. Используя источник, дополнительные материалы, подготовьте сообщение об одном из юных защитников Севастополя.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «святые места». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Как можно оценить итоги Крымской войны?