§ 53–54 Общественное движение в первой четверти XIX в. Восстание декабристов
Каковы были уроки движения дворянских революционеров?
Объясните строки А. Пушкина об адмирале А. Шишкове: «Сей старец дорог нам, он блещет средь народа, священной памятью двенадцатого года».
В чём видели преимущества самодержавного правления приверженцы консервативных идей?
Под влиянием каких идей возник декабризм?
Почему декабристы вместо «Союза спасения» создали «Союз благоденствия», а затем — Северное и Южное общества?
Почему выступление декабристов произошло именно на Сенатской площади?
Как жители Петербурга восприняли выступление декабристов?
Узнайте, где расположен Ялуторовск и какое отношение этот город имеет к сюжету о жёнах декабристов.
1. Почему радикалы назначили своё выступление именно на 14 декабря 1825 г.?
2. Почему восставших стали называть декабристами?
Вопросы и задания
1. Используя словарь понятий и терминов, найдите определение понятия «консерватизм». Объясните, почему идеи Н. Карамзина считаются консервативными.
2. Каковы причины зарождения декабристского движения?
3. Сравните «Союз спасения», «Союз благоденствия», Северное и Южное общества декабристов по их целям и методам действий.
4. Сравните «Конституцию» Н. Муравьёва и «Русскую правду» П. Пестеля. Заполните таблицу (в тетради).
5. Каковы были планы декабристов накануне 14 декабря 1825 г.? Почему эти планы не были осуществлены? Как были подавлены выступления декабристов в Петербурге и на юге?
6. Каковы были значение и последствия восстания декабристов?
7. Как вы считаете, были ли у восставших декабристов шансы на успех? Если были, то что им следовало предпринять, чтобы захватить власть? Возможно ли было осуществить предлагаемые декабристами перемены? Своё мнение аргументируйте.
8. Узнайте, есть ли в вашем городе/регионе места, связанные с жизнью и деятельностью участников общественного движения первой четверти XIX в., и подготовьте сообщение о них с презентацией.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) создание Южного общества декабристов; 2) создание «Союза спасения»; 3) восстание Черниговского полка; 4) восстание на Сенатской площади; 5) создание «Союза благоденствия».
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из «Манифеста», составленного декабристами, который должен был принять Сенат. Выполните задание и ответьте на вопросы.
1. Уничтожение бывшего Правления.
2. Учрежление временного до установления постоянного, выборными.
3. Свободное тиснение и потому уничтожение цензуры.
4. Свободное отправление богослужения всем верам.
5. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.
6. Равенство всех сословий пред Законом…
7. Объявление права всякому гражданину заниматься чем он хочет… Приобретать всякого рода собственность, как то земли, дома в деревнях и городах… ‹…›
10. Уничтожение рекрутства и военных поселений.
11. Убавление срока службы военной для нижних чинов…
14. Гласность судов…
15. Введение присяжных в суды уголовные и гражданские…
Учреждает Правление из 2-х или 3-х лиц… Временному правлению поручается приведение в исполнение:
1. Уравнение прав всех сословий.
2. Образование местных волостных, уездных, губернских и областных Правле-ний… <
7. Учрежление порядка избрания выборных в палату представителей народных, кои долженствуют утвердить на будущее время имеющий существовать порядок Правления и Государственное Законоположение.
1. Назовите первоочередные мероприятия, которые должны были осуществиться после восстания. Какие из них относятся к политическим преобразованиям, какие – к социальным (касающимся жизни людей)?
2. Интересам каких слоёв населения отвечали намеченные преобразования?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Объясните смысл понятия «консерватизм». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России начала XIX в.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Каковы были уроки движения дворянских революционеров?