Параграф 5 учебник по истории России 1825—1914 гг. Мединский, Торкунов 9 класс

Учебник История России 1825—1914 гг. 9 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России 1825—1914 гг.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 5 Внешняя политика России в 1825—1852 гг.

Почему с 1820-х гг. Восточный вопрос становится главной проблемой европейской политики?

Почему Восточный вопрос обострился с 1820-х гг. ?

Когда ранее русские войска уже брали Варшаву?

Какие события заставляли Россию вмешиваться в европейские дела?

Вопросы и задания

1. Почему антитурецкое восстание в Греции началось ещё в 1821 г., а Россия лишь при Николае i активизировала свою политику на Востоке?

2. Каковы были причины и итоги Русско-иранской и Русско-турецкой войн 1826—1827 и 1828-1829 гг.? Расскажите о важнейших событиях этих войн.

3. Расскажите об обстоятельствах заключения и содержании Ункяр-Искелесийского договора. Почему Россия вынуждена была пойти на его пересмотр?

4. Что такое Восточный вопрос? Насколько успешно для себя решала этот вопрос

Россия в период правления Николая I?

5. Прочитайте стихотворения А. Пушкина, связанные с событиями Польской кампании 1830—1831 гг. («Клеветникам России», «Бородинская годовщина»). В чём состоят главные идеи этих стихотворений? Почему поэт сравнивает борьбу с польскими повстанцами с отражением нашествия Наполеона?

6. Какие меры предпринял Николай І для борьбы с революцией 1848— 1849 гг. в Европе?

7. Вспомните из курса Новой истории причины и последствия революций

1848—1849 гг. в европейских странах. Затрагивали ли эти события интересы России? Своё мнение аргументируйте.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) Ункяр-Искелесийский договор; 2) Наваринское сражение; 3) взятие Варшавы войсками И. Паскевича;

4) Лондонские конвенции; 5) взятие русскими войсками Эрзерума.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «Восточный вопрос». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из Манифеста Николая І от 14 марта 1848 г. и ответьте на вопросы.

После благословений долголетнего мира запад Европы внезапно взволнован ныне смутами, грозящими ниспровержением законных властей и всякого общественного устройства.

Возникнув сперва во Франции, мятеж и безначалие скоро сообщились сопредельной Германии, и, разливаясь повсеместно с наглостию, возраставшею по мере уступчивости Правительств, разрушительный поток сей прикоснулся, наконец, и союзных Нам Империи Австрийской и Королевства Прусского. Теперь, не зная более пределов, дерзость угрожает, в безумии своём, и Нашей, Богом Нам вверенной России.

Но да не будет так! По заветному примеру Православных Наших предков, призвав в помощь Бога Всемогущего, Мы готовы встретить врагов Наших, где бы они ни предстали, и, не шаля Себя, будем, в неразрывном союзе с Святою Нашей Русью, защищать честь имени Русского и неприкосновенность пределов Наших.

Мы удостоверены, что всякий Русский, всякий верноподданный Наш, ответит радостно на призыв своего Государя…

Что Николай І хотел с помощью Манифеста сказать своим подданным и жителям

других стран? Каковы основные идеи Манифеста? Могли ли они найти отклик у населения России? По каким причинам?

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему с 1820-х гг. Восточный вопрос становится главной проблемой европейской политики?