Параграф 5 учебник по истории нового времени XIX — начало XX в.. Мединский, Чубарьян 9 класс

Учебник Всеобщая история XIX — начало XX в. 9 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Чубарьян А. О.

Тип: Всеобщая история. История нового времени XIX — начало XX в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

Почему наука и образование именно в это время стали развиваться ускоренными темпами?

В каких странах и регионах была достигнута массовая грамотность?

На что указывает учитель?

Какие элементы или предметы на картине говорят о патриотическом настрое преподавания и самих учеников?

В чём заключалась «борьба за школу»?

Почему люди стали читать больше?

Рассмотрите портрет Фарадея. Что за предмет он держит в руках и почему именно его?

Как открытия, сделанные в области биологии, изменили картину восприятия мира?

Почему философия Гегеля обладала таким влиянием?

Выясните, в чём назначение трубки.

Используя дополнительные источники

информации, определите, что за схема изображена на марке и почему именно она.

В чём заключалась революция в физике?

В чём заключались взгляды Ф. Ницше?

Вопросы и задания

1. Что повлияло на распространение грамотности в XIX в ?

2. Благодаря каким факторам люди стали больше читать?

3. Какие выдающиеся открытия русских учёных в области химии и биологии вы знаете?

4. Как складывалась новая научная картина мира? В чём её отличия от старой?

5. Как были связаны рост грамотности и политическая демократизация? Каким образом они могли влиять друг на друга? 

6. Девизом научной революции XVI—XVII вв. были слова Ф. Бэкона «знание сила». Подумайте, какие новые стороны знания как силы проявились в XIX в.

7, Составьте таблицу основных открытий, которые, на ваш взгляд, изменили картину мира.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) «Происхождение видов» Ч. Дарвина; 2) расшифровка египетских иероглифов; 3) открытие радиоактивности; 4) периодический закон Д. Менделеева.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из труда Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» и ответьте на вопросы.

А так как человек с генеалогической точки зрения принадлежит к узконосым обезьянам Старого Света, то мы должны заключить, сколько бы ни восставала наша гордость против подобного вывода, что наши древние родоначальники были бы по всей справедливости отнесены к этой группе. Мы нс должны, однако, впасть в ошибку. предполагая, что древний родоначальник всей группы обезьян, не исключая и человека. был тождественен или лаже только близко сходен с какой-либо из существующих ныне обезьян.

До сих пор идут споры о том, как Дарвин объяснял происхождение человека — от обезьяны или от общего с обезьяной предка. Что можно сказать об этом на основании отрывка?

Работаем c ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «социал-дарвинизм». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему наука и образование именно в это время стали развиваться ускоренными темпами?