Почему наука и образование именно в это время стали развиваться ускоренными темпами?
В каких странах и регионах была достигнута массовая грамотность?
На что указывает учитель?
Какие элементы или предметы на картине говорят о патриотическом настрое преподавания и самих учеников?
В чём заключалась «борьба за школу»?
Почему люди стали читать больше?
Рассмотрите портрет Фарадея. Что за предмет он держит в руках и почему именно его?
Как открытия, сделанные в области биологии, изменили картину восприятия мира?
Почему философия Гегеля обладала таким влиянием?
Выясните, в чём назначение трубки.
Используя дополнительные источники
информации, определите, что за схема изображена на марке и почему именно она.
В чём заключалась революция в физике?
В чём заключались взгляды Ф. Ницше?
Вопросы и задания
1. Что повлияло на распространение грамотности в XIX в ?
2. Благодаря каким факторам люди стали больше читать?
3. Какие выдающиеся открытия русских учёных в области химии и биологии вы знаете?
4. Как складывалась новая научная картина мира? В чём её отличия от старой?
5. Как были связаны рост грамотности и политическая демократизация? Каким образом они могли влиять друг на друга?
6. Девизом научной революции XVI—XVII вв. были слова Ф. Бэкона «знание сила». Подумайте, какие новые стороны знания как силы проявились в XIX в.
7, Составьте таблицу основных открытий, которые, на ваш взгляд, изменили картину мира.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) «Происхождение видов» Ч. Дарвина; 2) расшифровка египетских иероглифов; 3) открытие радиоактивности; 4) периодический закон Д. Менделеева.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из труда Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» и ответьте на вопросы.
А так как человек с генеалогической точки зрения принадлежит к узконосым обезьянам Старого Света, то мы должны заключить, сколько бы ни восставала наша гордость против подобного вывода, что наши древние родоначальники были бы по всей справедливости отнесены к этой группе. Мы нс должны, однако, впасть в ошибку. предполагая, что древний родоначальник всей группы обезьян, не исключая и человека. был тождественен или лаже только близко сходен с какой-либо из существующих ныне обезьян.
До сих пор идут споры о том, как Дарвин объяснял происхождение человека — от обезьяны или от общего с обезьяной предка. Что можно сказать об этом на основании отрывка?
Работаем c ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «социал-дарвинизм». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему наука и образование именно в это время стали развиваться ускоренными темпами?