Параграф 5-6 учебник по истории России XVIII — начало XIX в. Мединский, Торкунов 8 класс

Учебник История России XVIII — начало XIX в. 8 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVIII — начало XIX в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

Как поражение под Нарвой повлияло на проведение реформ в России?

Какие страны вошли в Северный союз?

Почему, на ваш взгляд, русский царь первый удар в войне со Швецией решил нанести по Нарве? При ответе используйте карту 1 (см. Приложение).

Какие меры предпринял Пётр I для укрепления армии?

Используя дополнительные источники информации, составьте схему иерархии воинских званий петровской армии. Выясните, какие обязанности выполняли изображённые на рисунках воины.

Покажите на карте 1 (см. Приложение), где были одержаны первые победы России в Северной войне.

Обратитесь к рубрике «Работаем с источником» в конце параграфа и укажите, какой момент сражения изображён на картине.

Вопросы и задания

1. Каковы были цели государств – членов Северного союза?

2. Докажите фактами, в том числе из истории XVI—XVII вв., что военное столкновение России и Швеции было неизбежным.

3. Почему Швеция являлась грозным противником для членов Северного союза? На что рассчитывали союзники? Почему их расчёты не оправдались?

4. Используя карту 1 (см. Приложение), расскажите о военных действиях в 1700 г. В чём состояли главные, на ваш взгляд, причины успехов Карла XII?

5. Какие слабые стороны русской армии проявились в ходе событий под Нарвой в 1700 г.?

6. Объясните, в чём состояла системность мер, предпринятых Петром І для укрепления армии после «нарвской конфузии». В чём состояли преимущества регулярной армии в сравнении с дворянским ополчением?

7. Найдите и прочитайте отрывок из известного произведения Пушкина, иллюстрацией к которому является картина, размещённая в начале параграфа.

Работаем c ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) взятие русскими войсками Дерпта; 2) поражение русских войск под Нарвой; 3) основание Санкт-Петербурга; 4) выход из войны Дании; 5) взятие русскими войсками Нотебурга.

Работаем с Источником

Прочитайте отрывки из «Истории лейб-гвардии Семёновского полка» военного историка П. Дирина о штурме Нотебурга. Выполните задания и ответьте на вопрос.

Во время бомбардировки в двух куртинах (крепостных стенах. – Прим. авт.) и башне пробиты были бреши, но несмотря на это стены были настолько высоки и всходы к брешам круты, что штурмовать было очень рискованно, то… вызваны из полков охотники; большая часть вызвалась из Семёновского полка. Им розданы штурмовые лестницы и заготовлены лодки для переправы… Охотники Семёновского полка в числе 40 человек… пробежав под градом пуль и картечи до рва… спустились в него, бросились к бреши, но были отбиты… Во время боя наступил один момент, когда несколько солдат бросились бежать к реке; тогда князь Голицын, чтобы отнять всякую мысль об отступлении, приказал все свободные лодки оттолкнуть от берега.

Пётр, не видя успеха, послал повеление: отступить, но посланный до князя пройти не смог… Между тем бомбардир, поручик Меншиков, на противоположном берегу, не дожидаясь приказания, стал ловить лодки, посадил на них сколько мог преобра-женцев и семёновцев и явился к Голицыну на помощь. Увидев такую настойчивость с нашей стороны после 13-ти часов боя, комендант в 5-м часу велел ударить в барабаны для сдачи.

1. Опираясь на текст, опишите штурм Нотебурга.

2. Почему, на ваш взгляд, князь М. Голицын отказался выполнять приказ об отступлении?

3. Объясните слова Петра о взятии Нотебурга: «Зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен».

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Выясните значение термина «рекрутский набор». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России начала XVIII в.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Как поражение под Нарвой повлияло на проведение реформ в России?