Параграф 46 учебник по истории России XVIII — начало XIX в. Мединский, Торкунов 8 класс

Учебник История России XVIII — начало XIX в. 8 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVIII — начало XIX в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

ГЛАВА V. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА АЛЕКСАНДРА I

Какие важнейшие изменения в международном и внутреннем положении России произошли в годы правления Александра I?

§ 46 Первые мероприятия нового императора

Почему Александр I пришёл к мысли о необходимости реформ и какие методы использовал?

1. Охарактеризуйте социально-политическое положение Российской империи в начале века.

2. Какие национальные и государственные задачи перед ней стояли?

1. Как формировались взгляды Александра I?

2. Какие изменения в стране он намеревался осуществить в момент вступления на престол?

1. Объясните термин «Негласный комитет».

2. Назовите важнейшие изменения, произошедшие в России в начале правления Александра І.

Какие новые органы управления Российской империей появились при Александре I?

Какие указы, принятые по инициативе М. Сперанского, вызвали, на ваш взгляд, наибольшее возмущение чиновников?

Вопросы и задания

1. С какой целью Александр I и его «молодые друзья» приступили к проведению реформ? С какими трудностями они столкнулись?

2. Чем министерства отличались от существовавших до их создания коллегий? Какое значение имели реформы системы управления, проведённые Александром I?

3. Каким образом Александр I и члены Негласного комитета пытались подойти к проблеме крепостного права? Какое значение имело издание указа о «вольных хлебо-пашцах»?

4. Каковы были цели преобразований в сфере просвещения? Какие изменения произошли в этой сфере в начале XIX в.?

5. Раскройте основные положения «Введения к уложению государственных законов» М. Сперанского. Составьте схему государственного управления Россией, предусматривавшегося этим планом, и сравните её со схемой государственного устройства России в начале XIX в., приведённой на с. 306.

6. Затрагивал ли проект М. Сперанского основы государственного строя России? Своё мнение аргументируйте.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) создание Государственного совета; 2) реформы в сфере просвещения; 3) создание министерств; 4) создание проекта М. Сперанского; 5) указ о «вольных хлебопашцах».

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из указа о «вольных хлебопашцах» 1803 г. и ответьте на вопросы.

Если кто из помешиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогла предъявятся сии условия в Гражланской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. ‹…›

..Если крестьянин или целое селение не исполнит своих обязательств: то возвра-шается помещику с землёю и семейством его во владение по-прежнему….

Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускае-мые, ссли не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях землелельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашиев…

1. Как вы считаете, просто ли было освободить крестьян для пожелавшего сделать это помещика? Можно ли считать сложность процедуры освобождения одной из причин ограниченного эффекта от указа?

2. Как вы думаете, каковы могли быть последствия выполнения положения указа, приведённого во втором абзаце отрывка?

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Объясните происхождение и значение понятия «министерство». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России начала XIX в.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему Александр I пришёл к мысли о необходимости реформ и какие методы использовал?