§ 44 Развитие науки и техники
Как вы думаете, что способствовало, а что мешало развитию науки и техники в XVIII в.?
Почему, по вашему мнению, занятие наукой считалось «побочным продуктом государственной службы»?
Выясните, какие географические объекты были названы в память об изображённых на картине людях. Используя атлас, покажите эти объекты на географической карте.
Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение об особенностях паровой машины Ползунова.
Назовите важнейшие достижения русских учёных и изобретателей XVIII в.
Назовите наиболее важные исследования в гуманитарных науках российских учёных XVIII в. Какие взгляды по норманнской проблеме преобладают в современной исторической науке?
Вопросы и задания
1. Дайте характеристику деятельности первых российских учёных.
2. Какую роль играло государство в становлении и развитии научных исследований в России? Почему для страны было важно развитие науки?
3. В каких научных направлениях были достигнуты наиболее существенные результаты? Охарактеризуйте эти результаты.
4. Дайте характеристику роли М. Ломоносова в развитии российской науки.
5. Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение об одном из российских учёных или изобретателей XVIII в.
6. Почему русская наука зародилась именно в XVIII в.? Для ответа на этот вопрос необходимо прежде всего выяснить, что такое наука.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) учреждение Российской академии; 2) учреждение Петербургской Академии наук; 3) создание паровой машины И. Ползунова; 4) издание Атласа Российского; 5) начало создания Эрмитажа.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Выясните происхождение и значение термина «Эрмитаж». Почему этим термином был назван крупнейший художественный музей России?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Как вы думаете, что способствовало, а что мешало развитию науки и техники в XVIII в.?