Параграф 44 учебник по истории России XVI – XVII вв. Мединский, Торкунов 7 класс

Учебник История России XVI—XVII вв. 7 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVI—XVII вв.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 44 «Встречь солнцу»: освоение Сибири и Дальнего Востока

Какое значение имело для России освоение Сибири и Дальнего Востока?

С какими трудностями сталкивались русские землепроходцы?

Какие преимущества и недостатки имел коч?

Какие территории были открыты в ходе экспедиций Семёна Дежнёва, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова и Владимира Атласова?

Почему русское правительство было заинтересовано в дружеских отношениях с Китаем?

Используя карту на заднем форзацзе, найдите, где проживали изображённые народы.

Опишите картину. Чем коренное население Сибири платило ясак?

Каковы были основные занятия местных жителей, населявших Сибирь и Дальний Восток?

Охарактеризуйте царскую политику по отношению к нерусским народам Сибири и Дальнего Востока.

Вопросы и задания

1. Укажите не менее двух причин освоения Россией Сибири и Дальнего Востока. Сформулируйте не менее трёх особенностей продвижения русских в Сибирь и на Дальний Восток в XVII в.

2. Можно ли освоение Сибири и Дальнего Востока отнести к Великим географическим открытиям? Ответ поясните.

3. Укажите не менее трех ключевых, на ваш взгляд, событий (географических открытий) освоения русскими землепроходцами Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Каково было значение этих открытий? Сформулируйте не менее двух итогов.

4. Сравните отношение к местному населению землепроходцев при освоении Сибири и Дальнего Востока с процессом колонизации Северной и Южной Америки. Что можно увидеть общего в этих процессах, а в чём заключаются принципиальные различия?

5. Существует следующая точка зрения: «Присоединение к России народов Сибири и Дальнего Востока оказало положительное влияние на их дальнейшее развитие».

Как вы можете доказать такую оценку? Своё мнение подтвердите фактами.

6.* Подготовьте сообщение (презентацию) на тему «Взаимоотношения русских и местного населения Сибири и Дальнего Востока» (для поиска информации используйте интернет-ресурсы).

7. Проследите по карте на заднем форзаце маршруты экспедиций Семёна Дежнёва, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова и Владимира Атласова. Кто ещё участвовал в освоении Сибири и Дальнего Востока? Входила ли территория вашего региона в состав России к концу XVII в.?

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Определите хронологический порядок событий: 1) поход Семёна Дежнёва; 2) Нерчинский договор; 3) начало завоевания Китая маньчжурами; 4) поход Ерофея Хабарова.

Работаем с ПОНЯТИЕМ

Дайте определение понятия «ясак». Почему его собирали не в денежной, а в натуральной форме (в основном пушниной)?

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какое значение имело для России освоение Сибири и Дальнего Востока?