§ 43 Развитие образования
Что нового содержала в себе система образования, созданная при Екатерине II?
Найдите современную фотографию этого здания. Какие изменения произошли?
Опишите мундиры кадетов. В чём состояли отличия мундиров Сухопутного и Морского корпусов?
Предположите, что имела в виду Екатерина II, говоря о «новой породе людей». Почему императрица мечтала о создании таких людей?
Какие новые учебные заведения для дворян появились в 1730-1760-е гг.?
1. Какова была цель создания системы начального образования
2. В конце XVIII в. в России проживало около 37 млн человек, а в учебных заведениях всех типов обучалось лишь чуть более 20 тыс. учащихся. Каковы причины столь незначительного количества школьников?
Почему учёба в Московском университете в XVIII в. не пользовалась популярностью в среде дворянства?
Вопросы и задания
1. С какой целью создавались учебные заведения для дворянских детей? Чему в них учили? Кого в них готовили?
2. Расскажите о системе начального образования, созданной в 1780-1790-х гг. Какие требования предъявлялись к учителям и учащимся?
3. В чём состояли причины, тормозившие развитие начального образования?
4. Как происходило становление высшего образования в России? Какое значение имело учреждение Московского университета?
5. С чем был связан рост числа частных пансионов и школ во второй половине XVIII в.?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) учреждение Московского университета; 2) учреждение Сухопутного шляхетного корпуса; 3) учреждение Смольного института; 4) издание Устава народным училищам; 5) учреждение Морского шляхетного корпуса.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из воспоминаний известного военного, учёного XVIII в. М. Данилова и ответьте на вопросы.
От роду моего лет семи или более отдали меня… в том же селе Харине, где отец мой жил, пономарю Филиппу, прозванием Брудастому, учиться… Памятно мне моё учение… и поднесь, по той, может быть, причине, что часто меня секли лозою: я не могу признаться по справелливости, чтоб во мне была тогда леность или упрямство, а учился я по моим летам прилежно, и учитель мой задавал мне урок весьма умерен-ный… но как нам, кроме обеда, никуда от Брудастого отпуска ни на малейшее время не было, а сидеть на скамейках бессходно и в большие летние дни (пока Брудастый работал в поле) великое мучение претерпевали, то я от такового всегдашнего сидения так ослабевал, что голова моя делалась беспамятна и всё, что выучил прежде наизусть при слушании урока, ввечеру и половины прочитать не мог, за что послед-няя резолюция меня, как непонятливого, «сечь». Я мнил тогда, что необходимо при учении терпеть наказание.
1. Кто учил детей небогатых дворян?
2. Почему учитель автора воспоминаний – священнослужитель — должен был работать в поле?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Выясните происхождение и значение термина «корпус». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно его значения в параграфе.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Что нового содержала в себе система образования, созданная при Екатерине II?