Параграф 43 учебник по истории России XVIII — начало XIX в. Мединский, Торкунов 8 класс

Учебник История России XVIII — начало XIX в. 8 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVIII — начало XIX в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 43 Развитие образования

Что нового содержала в себе система образования, созданная при Екатерине II?

Найдите современную фотографию этого здания. Какие изменения произошли?

Опишите мундиры кадетов. В чём состояли отличия мундиров Сухопутного и Морского корпусов?

Предположите, что имела в виду Екатерина II, говоря о «новой породе людей». Почему императрица мечтала о создании таких людей?

Какие новые учебные заведения для дворян появились в 1730-1760-е гг.?

1. Какова была цель создания системы начального образования

2. В конце XVIII в. в России проживало около 37 млн человек, а в учебных заведениях всех типов обучалось лишь чуть более 20 тыс. учащихся. Каковы причины столь незначительного количества школьников?

Почему учёба в Московском университете в XVIII в. не пользовалась популярностью в среде дворянства?

Вопросы и задания

1. С какой целью создавались учебные заведения для дворянских детей? Чему в них учили? Кого в них готовили?

2. Расскажите о системе начального образования, созданной в 1780-1790-х гг. Какие требования предъявлялись к учителям и учащимся?

3. В чём состояли причины, тормозившие развитие начального образования?

4. Как происходило становление высшего образования в России? Какое значение имело учреждение Московского университета?

5. С чем был связан рост числа частных пансионов и школ во второй половине XVIII в.?

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) учреждение Московского университета; 2) учреждение Сухопутного шляхетного корпуса; 3) учреждение Смольного института; 4) издание Устава народным училищам; 5) учреждение Морского шляхетного корпуса.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из воспоминаний известного военного, учёного XVIII в. М. Данилова и ответьте на вопросы.

От роду моего лет семи или более отдали меня… в том же селе Харине, где отец мой жил, пономарю Филиппу, прозванием Брудастому, учиться… Памятно мне моё учение… и поднесь, по той, может быть, причине, что часто меня секли лозою: я не могу признаться по справелливости, чтоб во мне была тогда леность или упрямство, а учился я по моим летам прилежно, и учитель мой задавал мне урок весьма умерен-ный… но как нам, кроме обеда, никуда от Брудастого отпуска ни на малейшее время не было, а сидеть на скамейках бессходно и в большие летние дни (пока Брудастый работал в поле) великое мучение претерпевали, то я от такового всегдашнего сидения так ослабевал, что голова моя делалась беспамятна и всё, что выучил прежде наизусть при слушании урока, ввечеру и половины прочитать не мог, за что послед-няя резолюция меня, как непонятливого, «сечь». Я мнил тогда, что необходимо при учении терпеть наказание.

1. Кто учил детей небогатых дворян?

2. Почему учитель автора воспоминаний – священнослужитель — должен был работать в поле?

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Выясните происхождение и значение термина «корпус». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно его значения в параграфе.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Что нового содержала в себе система образования, созданная при Екатерине II?