Параграф 40 учебник по истории России XVIII — начало XIX в. Мединский, Торкунов 8 класс

Учебник История России XVIII — начало XIX в. 8 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVIII — начало XIX в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 40 «Государство при армии»: жизнь и служба в императорских войсках в XVIII в.

В чём состояли главные особенности русской армии в XVIII в.?

Что такое «военная революция»?

Какие идеи стремились внушить солдатам с первых дней службы?

Рассмотрите головные уборы воинов. Выясните, почему гренадеры носили конусовидные шапки (гренадерки), а большинство других воинов – треуголки.

1. Как формировалась армия?

2. Как солдаты обеспечивались необходимым для службы и жизни?

3. Пересчитайте в привычных для нас мерах веса продовольствие, положенное солдату на год, на один день. Сделайте выводы

Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение о роли речной флотилии в штурме Измаила в 1790 г.

Что в повседневной жизни полка XVIII в. представляется вам наиболее важным? Объясните ваше мнение.

Вопросы и задания

  1. Объясните название параграфа.2. Каковы были последствия «военной революции»? Используя дополнительные источники информации, выясните, когда она началась в западноевропейских армиях.

    3. Почему рекрутская повинность считалась одной из самых тяжёлых, а с рекрутами родные прощались, как с умершими? С какими трудностями сталкивались в армии новобранцы?

    4. В чём состояли особенности военной службы в русской арми XVIII в.?

    5. Составьте развёрнутый план сообщения на тему «Повседневная жизнь полка в XVIII в.».

    6. Как вы считаете, означал ли переход из крестьян в солдаты для человека XVIII в. повышение его социального статуса? Своё мнение аргументируйте.

    Работаем с ИСТОЧНИКОМ

    Прочитайте отрывок из «Науки побеждать» А. Суворова и ответьте на вопросы.

    Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишу-лится. Пуля – дура, а штык – молодец! Коли один раз! Бросай басурмана со шты-ка! – мёртв на штыке, царапает саблей шею. Сабля на шею – отскокни шаг, ударь опять! Коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видал и боль-ше.

    Береги пулю в дуле! Трое наскочат – первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун (смерть. — Прим. авт.)…

    Штурм или валовый приступ. Ломи чрез засеки, бросай плетни чрез волчьи ямы, быстро беги, прыгай через полисады, бросай фашины, спускайся в ров, ставь лест-ницы. Стрелки, очищай колонны! Стреляй по головам! Колонны, лети чрез стены на вал… (ставь. – Прим. авт.) караул к пороховым погребам, отворяй вороты коннице!

    Неприятель бежит в город, его пушки обороти по нём, стреляй сильно в улицы, бомбардируй живо… Приказ: спускайся в город, режь неприятеля на улицах. Конница!

    Руби! В домы не ходи, бей на плошалях; штурмуй, где неприятель засел; занимай плошадь… расставляй вмиг пикеты (караулы. – Прим. авт.) к воротам, погребам, магазинам (военным складам. – Прим. авт.). Неприятель сдался – пощада; стена занята – на добычь…

    1. К кому обращены наставления полководца?

    2. Какие качества стремился воспитать Суворов у воинов?

    3. Как должны были действовать солдаты во время штурма?

    Работаем с ПОНЯТИЯМИ

    Объясните значение термина «артель». Приведите примеры артелей, существовавших, помимо армии, в России в XVIII в.

    Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. В чём состояли главные особенности русской армии в XVIII в.?