§ 40 «Государство при армии»: жизнь и служба в императорских войсках в XVIII в.
В чём состояли главные особенности русской армии в XVIII в.?
Что такое «военная революция»?
Какие идеи стремились внушить солдатам с первых дней службы?
Рассмотрите головные уборы воинов. Выясните, почему гренадеры носили конусовидные шапки (гренадерки), а большинство других воинов – треуголки.
1. Как формировалась армия?
2. Как солдаты обеспечивались необходимым для службы и жизни?
3. Пересчитайте в привычных для нас мерах веса продовольствие, положенное солдату на год, на один день. Сделайте выводы
Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение о роли речной флотилии в штурме Измаила в 1790 г.
Что в повседневной жизни полка XVIII в. представляется вам наиболее важным? Объясните ваше мнение.
Вопросы и задания
- Объясните название параграфа.2. Каковы были последствия «военной революции»? Используя дополнительные источники информации, выясните, когда она началась в западноевропейских армиях.
3. Почему рекрутская повинность считалась одной из самых тяжёлых, а с рекрутами родные прощались, как с умершими? С какими трудностями сталкивались в армии новобранцы?
4. В чём состояли особенности военной службы в русской арми XVIII в.?
5. Составьте развёрнутый план сообщения на тему «Повседневная жизнь полка в XVIII в.».
6. Как вы считаете, означал ли переход из крестьян в солдаты для человека XVIII в. повышение его социального статуса? Своё мнение аргументируйте.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из «Науки побеждать» А. Суворова и ответьте на вопросы.
Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишу-лится. Пуля – дура, а штык – молодец! Коли один раз! Бросай басурмана со шты-ка! – мёртв на штыке, царапает саблей шею. Сабля на шею – отскокни шаг, ударь опять! Коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видал и боль-ше.
Береги пулю в дуле! Трое наскочат – первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун (смерть. — Прим. авт.)…
Штурм или валовый приступ. Ломи чрез засеки, бросай плетни чрез волчьи ямы, быстро беги, прыгай через полисады, бросай фашины, спускайся в ров, ставь лест-ницы. Стрелки, очищай колонны! Стреляй по головам! Колонны, лети чрез стены на вал… (ставь. – Прим. авт.) караул к пороховым погребам, отворяй вороты коннице!
Неприятель бежит в город, его пушки обороти по нём, стреляй сильно в улицы, бомбардируй живо… Приказ: спускайся в город, режь неприятеля на улицах. Конница!
Руби! В домы не ходи, бей на плошалях; штурмуй, где неприятель засел; занимай плошадь… расставляй вмиг пикеты (караулы. – Прим. авт.) к воротам, погребам, магазинам (военным складам. – Прим. авт.). Неприятель сдался – пощада; стена занята – на добычь…
1. К кому обращены наставления полководца?
2. Какие качества стремился воспитать Суворов у воинов?
3. Как должны были действовать солдаты во время штурма?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Объясните значение термина «артель». Приведите примеры артелей, существовавших, помимо армии, в России в XVIII в.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. В чём состояли главные особенности русской армии в XVIII в.?