Параграф 40 учебник по истории древнего мира Мединский, Чубарьян 5 класс

Учебник Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Чубарьян А. О.

Тип: Всеобщая история. История древнего мира

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 40 Установление республики

Какие особенности имело управление в Римской республике?

1. Объясните, почему была учреждена должность народных трибунов в Риме.

2. Каковы были их функции?

Почему для римского гражданина на первом месте должны были стоять интересы государства?

Подумайте, почему римляне сочетали наряду с элементами демократии элементы монархии.

Вопросы и задания

1. Почему в Риме произошёл переход от монархии к республике?

2. В чём различие статуса нобилей и патрициев?

3. Чем отличалось положение римского гражданина от положения негражданина?

4. Как вы думаете, почему всадники стали отдельным сословием?

5*. Сравните права и обязанности граждан в греческом полисе и в Риме. Что у них общего? В чём различия?

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из сочинения древнегреческого историка Полибия и ответьте на вопрос.

Консулы, пока не выступают в поход с легионами и остаются в Риме, вершать все государственные дела; все прочие магистраты, за исключением народных трибунов, находятся у них в подчинении.

Они вводят посольства в сенат, докладывают сенату дела, требующие обсуждения, и наблюдают за исполнением состоявшихся постановлений. Они же созывают народные собрания… имеют почти неограниченную власть во всём, что касается приготовлений к войне…

Что касается сената, то в его власти находится прежде всего казна, ибо он ведает всякий приход и всякий расход… Также всеми опаснейшими преступлениями, совершёнными в пределах Италии,… ведает сенат!

В обязанность сената входит отправлять посольства к народам, проживающим вне Италии, — или для замирения, или для принятия народа в подданство, или для объявления войны.

При всём этом остаётся место и для участия в государственном управлении народа, и даже для участия весьма влиятельного. Ибо в государстве только народ имеет власть награждать и наказывать. Смертные приговоры постановляет только народ… Народ же дарует почётные должности достойным гражданам… Народ также властен принять закон или отвергнуть его, и, что самое важное, он решает вопросы о войне и мире…

Какие выводы о власти в Римской республике можно сделать на основании данного текста?

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какие особенности имело управление в Римской республике?