§ 40–41 Социальное противостояние в XVII в.
В чём заключаются причины поражений Медного бунта и восстания Степана Разина?
Чем мятежный атаман привлекал к себе обездоленных?
1. Почему XVII столетие историки называют «бунташным»?
2. Какие общие причины объединяли народные выступления?
Экономические трудности и бедствия.
Где происходили события, изображённые на картине? По какому признаку вы это определили?
1. В чём вы видите причины Медного бунта?
2. Опишите ход Медного бунта. Каковы были его последствия?
Каким образом казаки решали внутренние вопросы?
Предположите, откуда возвращался Степан Разин. Что могли везти с собой казаки?
1. Кто такие голутвенные и домовитые казаки?
2. Каким образом Степан Разин привлёк на свою сторону казаков?
Где происходит казнь? Почему власти сурово расправились со Степаном Разиным?
Почему Алексей Михайлович направил против Уса войска?
Почему домовитые казаки выдали Степана Разина властям? На что они надеялись?
1. С чего началось восстание С. Разина?
2. Почему Разину не удалось захватить Симбирск?
Вопросы и задания
1. Почему выпуск медных денег вызвал недовольство населения? Сформулируйте не менее двух причин. Какие изменения произошли в денежной системе страны после Медного бунта?
2. Сравните Соляной и Медный бунты. Укажите, что было общим, а что – различным.
3. Каковы причины, характер, движущие силы восстания под предводительством Степана Разина? Чем это восстание отличалось от других народных выступлений?
4. Могло ли восстание Разина закончиться победой? Каковы были итоги этого восстания?
5. Сравните восстание Степана Разина и выступление под руководством Ивана Болотникова. Укажите общие черты и назовите различия.
6. Кем был, на ваш взгляд, Разин – народным героем или атаманом вольницы, удачливым грабителем? Свой ответ аргументируйте.
7. Можно ли считать, что Крестьянская война 1524—1526 гг. в Германии по размаху сравнима с восстанием под руководством Степана Разина?
8. Составьте в тетради простой план ответа по теме «Восстание под руководством Степана Разина».
9.* Подготовьте сообщение (презентацию) на тему «Клад Степана Разина: правда или миф» (для поиска информации используйте интернет-ресурсы).
10. Рассмотрите карту 3 в Приложении. Проследите по ней ход восстания под руководством Степана Разина. Определите районы, которые были охвачены восстанием.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Определите хронологический порядок событий: 1) Медный бунт; 2) походы «за зипунами»; 3) принятие английским парламентом «Великой ремонстрации»; 4) восстание Василия Уса.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
В нынешнем (году) мая в 10 день писали к нам, великому государю, с Дону атаманы и казаки Корней Яковлев с товариши… что они, казаки, совокупясь едино-мышленно во всех городках и служа нам, великому государю, ходили из Черкаского городка под Кагальник для промыслу на воров и изменников, на Стеньку Разина со товарищи. И милостию всесильного Господа Бога… они… под Кагальником воров многих побили и того вора, и изменника Стеньку Разина, и его единомышленников, которые с ним пришли в Кагальник с Царицына и на Дону к его воровству пристали, взяли. И его, Стеньку, привезли в Черкаской и заковали в кандалы и отдали стеречь за крепкую сторожу. А товарищев его единомышленников, воров же, в Кагальнику и в Черкаском всех побили и перевешали, а его, вора Стеньку, послали… к Москве с атаманом с Корнеем Яковлевым…
О каких событиях идёт речь в источнике? Датируйте их. По каким признакам вы можете это сделать?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. В чём заключаются причины поражений Медного бунта и восстания Степана Разина?