❓ Как нападения норманнов и венгров в IX–XI вв. повлияли на развитие разных стран Европы? Какие последствия они имели для самих норманнов и венгров?
По каким признакам можно определить, что перед нами наконечник боевого топора, а не орудие лесоруба?
На основе информации об Осебергском погребении определите, каким представляли себе жители Норвегии IX в. загробный мир.
С помощью карты 6 (см. Приложение) назовите острова, которые встречались норманнам по пути следования в Винланд.
1. На какие страны нападали норманны? Какие новые земли они открыли?
2. В чём разница между норманнами и нормандцами?
3. Предположите, как торговый путь «из варяг вгреки» повлиял на развитие русских городов, через которые он приходил.
Определите, где на иллюстрации нормандцы, а где англосаксы. Опишите вооружение воинов обеих армий.
1. Что важного произошло в Англии при Альфреде Великом?
2. Чем для Англии завершилась «эпоха викингов»?
Как вы думаете, почему французский король взял в жёны дочь русского князя?
Почему во Франции наступил период раздробленности?
Почему корона украшена таким образом? Что символизировали эти изображения?
Как вы считаете, деятельность Кирилла и Мефодия была отражена в миниатюре, украшающей русскую летопись?
1. Покажите на карте 7 (см. Приложение) государства: а) южных славян; б) западных славян: в) восточных славян. Какие изменения, произошедшие в истории славянских государств в IX — начале XI в. отражает карта?
2. Что способствовало включению славян в европейскую систему международных отношений?
3. Как географическое положение славянских государств влияло на их выбор веры?
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Почему в Скандинавии началась «эпоха викингов»?
2. Прочитайте п. 1 параграфа и составьте схему «Виды деятельности викингов». Выделите не менее трёх видов.
3. С помощью карты 5 (см. Приложение) назовите народы, совершавшие в VIII—XI вв. набеги на европейские страны. Какие именно страны Европы страдали от нашествий? Назовите государства, впоследствии образованные завоевателями.
4. Как сложилась в IX—XI в. судьба трёх государств, образовавшихся после распада империи Карла Великого?
5. Какую цель преследовал германский король Оттон I? Удалось ли ёе реализовать? Обоснуйте свой ответ.
6. Каков главный вклад Кирилла и Мефодия в развитие славянской культуры?
7. Как на судьбе славян сказалось то, что одни славянские государства приняли христианство из Рима, а другие — из Константинополя?
8. Пользуясь картой 6 (см. Приложение) и материалом параграфа, заполните таблицу.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите события в хронологическом порядке: образование Священной Римской империи;
нормандское завоевание Англии; начало деятельности Кирилла и Мефодия в Великой Моравии;
принятие польским князем Болеславом I королевского титула.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из сочинения историка XII в. Васа о том, как в начале X в. король Франции уступил вождю норманов Роллону часть своих земель, и ответьте на вопросы.
А) «Роллон, — сказал архиепископ Руаский, — Богу угодно возвеличить твою славу и твоё достоинство. Перемени своё поведение, вступи в христианство и окажи нам почтение королю. Учись жить в мире и устроий свою жизнь, не разрушай его королевство… Он имеет прекрасную дочь Гизелу и хочет отдать её тебе в жёны. Если хочешь получить в приданое всю приморскую страну от реки Этр до моря. Таким образом, ты будешь жить с приличными доходами, без грабежа; будешь иметь много хороших крепостей. Роллон выслушал эти речи, и она доставили ему большое удовольствие. Он согласился на перемирие; ему прочли договор, и обе стороны подтвердили его».
Как вы думаете, почему Роллон согласился отказаться от грабежа?
Б) «Когда он [Роллон] должен был поцеловать ногу короля, то, не желая наклониться, опустил того ногу, положил короля к своим губам и поцеловал его в щеку. Все засмеялись над этим, а Карл встал. Перев всем он отдал свою дочь и Нормандию. Когда Роллон был крещён, он женился на дочери французского короля, что скрепило их мир».
Почему Роллон не пожелал склониться перед французским королём? Почему король смирился с унижением?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Найдите понятие, которое является лишним в общем ряду: руны, викинг, кириллица, сага. Свой ответ обоснуйте.
❓Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Как нападения норманнов и венгров в IX–XI вв. повлияли на развитие разных стран Европы? Какие последствия они имели для самих норманнов и венгров?
Как нападения повлияли на Европу?