§ 39 Внешняя политика Павла I
Каковы были результаты внешней политики Павла I?
Почему Россия решила присоединиться ко второй антифранцузской коалиции?
Перечислите главные события, связанные с Итальянским походом А. Суворова.
Используя атлас, найдите на современной политической карте Европы районы, где действовала эскадра Ф. Ушакова. Какие государства там существуют в наше время?
1. О каких исторических событиях вспоминал Суворов в своей речи? В каком году они произошли?
2. Какой выход из сложившегося положения предлагал Суворов?
1. Какие военные события связаны с участием России во второй антифранцузской коалиции?
2. Используя атлас, найдите на карте места главных сражений Итальянского и Швейцарского походов Суворова; направления движения войск воюющих сторон; занятые русскими войсками города.
Объясните смысл фр
Вопросы и задания
1. Почему Россия стала участницей второй антифранцузской коалиции? Какую роль она играла в коалиции? Каких успехов достигла коалиция?
2. В чём проявился полководческий талант А. Суворова и флотоводческий талант Ф. Ушакова в ходе военных действий периода второй антифранцузской коалиции? Для ответа используйте дополнительные материалы.
3. Используя текст учебника и дополнительные материалы, объясните, почему Россия вышла из второй антифранцузской коалиции. Какие это имело последствия?
4. Отвечала ли внешняя политика Павла I национальным интересам России? Аргументируйте своё мнение, объяснив, что вы понимаете под национальными интересами России.
5. Каковы были причины последнего в истории России дворцового переворота?
6. Рассмотрите изображение в начале параграфа. На основе картины объясните, почему Швейцарский поход считается одной из самых героических военных операций в карьере великого русского полководца.
работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) взятие эскадрой Ф. Ушакова крепости Корфу; 2) убийство Павла I; 3) выход России из второй анти-французской коалиции; 4) Швейцарский поход А. Суворова; 5) битва при Треббии.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из мемуаров офицера. Выполните задание и ответьте на вопрос.
12 марта, между четырьмя и пятью часами утра… весь полк был выстроен в пешем строю, на дворе казарм… Генерал Тормасов… объявил… что император Павел скон-чался от апоплексического удара и что Александр I вступил на престол… Речь эта произвела мало впечатления на солдат: они не ответили на неё криками «ура», как он того ожидал. Он затем пожелал, чтобы я, в качестве дежурного полковника, поговорил с солдатами. На правом фланге стоял рядовой Григорий Иванов… Я сказал ему:
– Ты слышал, что случилось?
– Точно так.
– Присягнёте вы теперь Александру?
– Ваше высокоблагородие… видели ли вы императора Павла, действительно, мёртвым?
– Нет…
– Не чудн ли было бы… если бы мы присягнули Александру, пока Павел ещё жив?
— Конечно…
Я скомандовал первому взводу сесть на лошадей и велел взводному командиру… непременно показать солдатам императора Павла, живого или мёртвого… Два ряда были впущены и видели тело императора.
…Я обратился к Григорию Иванову:
– Что ж, братец, видел ты государя Павла Петровича? Действительно он умер?
– Так точно, ваше высокоблагородие, крепко умер!
– Присягнёшь ли ты теперь Александру?
– Точно так… хотя лучше покойного ему не быть… А, впрочем, всё одно: кто ни поп, тот и батька.
1. Охарактеризуйте отношение солдат к Павлу І и его гибели.
2. Из воспоминаний современников известно, что новость о смерти Павла вызвала радость у представителей всех сословий. Почему солдаты отнеслись к этому событию по-иному?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Каковы были результаты внешней политики Павла I?
азы А. Пушкина, которую он приписал французской писательнице конца XVIII — начала XIX в. Ж. де Сталь: «Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкою».
Выясните происхождение названия этого замка. Узнайте, для каких целей его использовали в XIX—ХХ вв.