§ 38–39 Русская церковь в XVII в.
Почему церковный раскол стал трагической страницей в истории России?
Кого вы видите на картине? К какому событию церковной истории отсылает художник? Почему вы так решили?
Какими обстоятельствами определялась важная роль Русской православной церкви в жизни страны?
Каким образом государство ограничило юридические и владельческие права церкви?
Какой в представлении Никона должна была быть «симфония властей»?
Кто изображён на картине? Где происходит обсуждение новых богослужебных книг? В чём состоял предмет спора собравшихся?
1. Чем была вызвана необходимость церковной реформы? Какие расхождения были в обрядах и священных книгах русской церкви?
2. Какие новшества ввёл патриарх Никон? Как его характер повлиял на ход церковной реформы?
Мог ли Никон победить Алексея Михайловича в споре за власть? Объясните свой ответ.
1. В чём вы видите причины разногласий между патриархом и царём?
2. Кто и почему победил в споре «священства» и «царства»?
Почему монахи Соловецкого монастыря отказались поддерживать церковную реформу?
1. К чему призывали старообрядцы?
2. Как старообрядцы сопротивлялись нововведениям в церковной жизни?
Вопросы и задания
1. Сформулируйте не менее трёх задач церковной реформы. Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период?
2. Какие последствия имела церковная реформа Никона? Была ли она оправданна? Аргументируйте свой ответ.
3. В чём заключались противоречия между царём и патриархом? Назовите не менее двух противоречий. Почему стало возможным отстранение Никона от власти? Укажите две причины.
4. Сравните взгляды на православие (церковные догматы, обряды, ритуалы) патриарха Никона и протопопа Аввакума. Укажите, что было общим в их взглядах, а что различным.
5. Что общего вы можете выделить в характерах и судьбах патриарха Никона и протопопа Аввакума? Личность кого из них вас заинтересовала и почему?
6. Сравните спор между протестантами и католиками и разногласия между никонианами и старообрядцами. Что можно увидеть общего, а в чём заключаются различия этих противостояний?
7. Составьте в тетради простой план ответа по теме «Церковная реформа патриарха Никона».
8. Существует следующая оценка церковной реформы: «Церковная реформа патриарха Никона способствовала прогрессу в развитии русского общества». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте фактами.
9.* Подготовьте сообщение на тему «Старообрядческие самосожжения: мифы и реальность» (для поиска информации используйте интернет-ресурсы).
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Определите хронологический порядок событий: 1) начало старообрядческого раскола; 2) осада Соловецкого монастыря; 3) Славная революция в Англии; 4) избрание Никона патриархом; 5) церковный собор с участием восточных патриархов.
Работаем с ПОНЯТИЕМ
Раскройте смысл понятия «церковный раскол». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему церковный раскол стал трагической страницей в истории России?