Параграф 38-39 учебник по истории России XVI – XVII вв. Мединский, Торкунов 7 класс

Учебник История России XVI—XVII вв. 7 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVI—XVII вв.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 38–39 Русская церковь в XVII в.

Почему церковный раскол стал трагической страницей в истории России?

Кого вы видите на картине? К какому событию церковной истории отсылает художник? Почему вы так решили?

Какими обстоятельствами определялась важная роль Русской православной церкви в жизни страны?

Каким образом государство ограничило юридические и владельческие права церкви?

Какой в представлении Никона должна была быть «симфония властей»?

Кто изображён на картине? Где происходит обсуждение новых богослужебных книг? В чём состоял предмет спора собравшихся?

1. Чем была вызвана необходимость церковной реформы? Какие расхождения были в обрядах и священных книгах русской церкви?

2. Какие новшества ввёл патриарх Никон? Как его характер повлиял на ход церковной реформы?

Мог ли Никон победить Алексея Михайловича в споре за власть? Объясните свой ответ.

1. В чём вы видите причины разногласий между патриархом и царём?

2. Кто и почему победил в споре «священства» и «царства»?

Почему монахи Соловецкого монастыря отказались поддерживать церковную реформу?

1. К чему призывали старообрядцы?

2. Как старообрядцы сопротивлялись нововведениям в церковной жизни?

Вопросы и задания

1. Сформулируйте не менее трёх задач церковной реформы. Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период?

2. Какие последствия имела церковная реформа Никона? Была ли она оправданна? Аргументируйте свой ответ.

3. В чём заключались противоречия между царём и патриархом? Назовите не менее двух противоречий. Почему стало возможным отстранение Никона от власти? Укажите две причины.

4. Сравните взгляды на православие (церковные догматы, обряды, ритуалы) патриарха Никона и протопопа Аввакума. Укажите, что было общим в их взглядах, а что различным.

5. Что общего вы можете выделить в характерах и судьбах патриарха Никона и протопопа Аввакума? Личность кого из них вас заинтересовала и почему?

6. Сравните спор между протестантами и католиками и разногласия между никонианами и старообрядцами. Что можно увидеть общего, а в чём заключаются различия этих противостояний?

7. Составьте в тетради простой план ответа по теме «Церковная реформа патриарха Никона».

8. Существует следующая оценка церковной реформы: «Церковная реформа патриарха Никона способствовала прогрессу в развитии русского общества». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте фактами.

9.* Подготовьте сообщение на тему «Старообрядческие самосожжения: мифы и реальность» (для поиска информации используйте интернет-ресурсы).

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Определите хронологический порядок событий: 1) начало старообрядческого раскола; 2) осада Соловецкого монастыря; 3) Славная революция в Англии; 4) избрание Никона патриархом; 5) церковный собор с участием восточных патриархов.

Работаем с ПОНЯТИЕМ

Раскройте смысл понятия «церковный раскол». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему церковный раскол стал трагической страницей в истории России?