Параграф 37 учебник по истории России XVIII — начало XIX в. Мединский, Торкунов 8 класс

Учебник История России XVIII — начало XIX в. 8 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVIII — начало XIX в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 37 Внешняя политика Екатерины II: западное направление

Какие из задач внешней политики России на западном направлении были решены в период правления Екатерины II?

Какие требования российское правительство предъявляло Речи Посполитой на протяжении длительного исторического периода?

1. Почему произошли разделы Речи Посполитой?

2. Опираясь на карту 6 (см. Приложение), расположите в хронологической последовательности события: 1) присоединение к Пруссии земель с городом Варшава; 2) присоединение к России земель с городами Минск, Пинск, Винница и Каменец-Подольский; 3) присоединение к империи Габсбургов территории Галиции с городом Львовом.

Выясните, какие положения «Декларации о вооружённом нейтралитете» стали частью современного международного права.

1. Используя атлас, покажите на карте упомянутые в параграфе крепости, направления движения русских и шведских войск, места морских сражений, место заключения мирного договора.

2. Есть ли связь между продолжавшейся Русско-турецкой войной и условиями Верельского мира?

Какие меры были приняты для недопущения распространения революционных идей в России?

Почему при Екатерине II произошло обострение русско-французских отношений?

Вопросы и задания

1. Расскажите об обстоятельствах каждого из трёх разделов Речи Посполитой. Почему Россия первоначально противилась разделам, а потом согласилась на них?

2. В 1793 г. после второго раздела Речи Посполитой по повелению Екатерины II была отчеканена памятная медаль. Объясните смысл надписи: что и когда было «отторжено», а при Екатерине II «возвратих»? Было ли при этом «возвратих» всё «отторженная»?

3. Каковы были причины провозглашения Россией вооружённого нейтралитета в период Войны за независимость британских колоний в Северной Америке? Какие последствия имела эта политика?

4. В чём состояли причины Русско-шведской войны 1788—1790 гг.? Каковы были её результаты?

5. Как Россия боролась с последствиями Французской революции конца XVIII в.? Было ли, на ваш взгляд, неизбежным враждебное отношение России к этой революции?

6. Какое из достижений внешней политики Екатерины II представляется вам наиболее важным для нашей страны? Своё мнение аргументируйте.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) третий раздел Речи Посполитой; 2) заключение Верельского мира; 3) провозглашение воору-жённого нейтралитета; 4) раздел Речи Посполитой между Россией и Пруссией; 5) взятие Суворовым предместья Варшавы; 6) отречение от власти короля Станислава Августа.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из договора и ответьте на вопросы.

…Убеждённые опытом прошедшего времени в решительной неспособности

Польской республики… жить мирно под покровительством законов, находясь в состоянии какой-либо независимости, признали за благо в видах сохранения мира и счастья своих подданных, что предпринять и выполнить совершенный раздел этой республики межлу тремя соседними державами представляется крайней необходи-

1. В каком году и между кем был заключён данный договор?

2. Как участники договора объясняют свои действия? Насколько, по вашему мнению, это объяснение соответствует действительности? Свой ответ аргументируйте.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Выясните происхождение и значение термина «либерум вето». Узнайте, существовал ли где-либо, помимо Речи Посполитой, подобный принцип.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какие из задач внешней политики России на западном направлении были решены в период правления Екатерины II?