§ 37. Серебряный век российской культуры. Вклад России в мировую культуру
В чём состояли главные особенности культуры Серебряного века?
Какие идеи становились популярными среди молодёжи? Как вы думаете, почему?
Какое название получило стремление к уходу от реальной жизни в творчестве? Почему оно возникло?
Какова основная тема данного произведения? Передайте настроение его автора.
Как автор объясняет особенность своего творчества?
Как вы думаете, почему в литературе начала ХХ в. возникло множество художественных течений? Какие это были течения?
Что повлияло на развитие печати и книгоиздания в России в начале ХХ в.?
Кого объединяло общество «Мир искусства»? Каких взглядов на роль искусства придерживались его члены?
Какое течение в искусстве оказало влияние на развитие русской скульптуры на рубеже XIX—ХХ вв.? Как вы думаете, почему?
В тетради составьте список зданий, спроектированных Ф. Шехтелем, отразив их архитектурные особенности и стилистические решения.
Опишите основные принципы и характеристики русского балета начала XX в. В чём была их новизна?
Какова роль Московского Художественного театра в развитии русского театра и сохранении традиций реализма?
Какие сюжеты лежали в основе большинства кинофильмов? Предположите почему.
Приведите не менее трёх доказательств развития массового спорта в Российской империи в начале ХХ в.
Дайте определение понятия «русский авангард». Охарактеризуйте его роль в развитии мировой культуры.
Вопросы и задания
1. Дайте определение понятия «Серебряный век русской культуры». По аналогии с каким периодом в развитии русской культуры возникло данное понятие? Можно ли говорить о преемственности двух этих периодов? Свой ответ аргументируйте.
2. Приведите 3—4 важнейших, на ваш взгляд, достижения российской культуры конца
XIX — начала ХХ в. Свой ответ аргументируйте.
3. Рассмотрите иллюстрации и укажите в тетради порядковый номер памятника архитектуры, построенного в начале ХХ в. Запишите в тетради название стиля, в котором он построен.
4. Каковы особенности модернизма? Проследите предпосылки возникновения модернизма как нового художественного направления в начале ХХ в.
5. Рассмотрите основные темы и проблемы, поднимаемые в произведениях Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна, М. Горького, С. Есенина, М. Цветаевой в начале XX в. Объясните, почему эти темы были важны для своего времени.
6. Создайте электронную галерею из работ одного из русских художников начала
ХХ в., упомянутых в параграфе. Отразите в ней своеобразие художественного стиля выбранного вами живописца. Представьте данную галерею перед одноклассниками.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности исторические события: 1) выход в прокат первого полнометражного русского кинофильма «Оборона Севастополя»; 2) провозглашение свободы печати и снятие предварительной цензуры; 3) учреждение Российского олимпийского комитета; 4) начало Русских балетных сезонов в Европе; 5) создание Московского Художественного театра.
Работаем с Источником
Прочитайте отрывок из статьи французской газеты «Фигаро» (1910) и ответьте на вопросы.
Русские танцовщики, быть может, сами не сознают мистического характера своих танцев. Но мы почувствовали это, и поэтому их спектакли были для нас откровением. Те, кто присутствовали на этих спектаклях, беседуют друг с другом о той или иной детали в декорациях, о том или ином красивом па. о группах, об освещении – и расстаются друг с другом с таким ощущением. как будто они ничего не сказали из того, что хотели сказать и что было самое главное. Это главное и невозможно сказать.
1. О каком виде искусства говорится в отрывке?
2. Какое название получили гастрольные выступления артистов, о которых говорится в тексте? Кто был их организатором?
3. Какую характеристику – положительную или отрицательную – событию, описанному в тексте, даёт автор? Своё мнение подкрепите цитатами из текста.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
- Раскройте смысл понятия «модернизм». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России.2. Какое из данных понятий является лишним? Запишите в тетрадь порядковый номер лишнего понятия. Объясните свой выбор.
1) футуризм; 2) акмеизм; 3) импрессионизм; 4) символизм: 5) реализм
аргументами. В чём состояли главные особенности культуры Серебряного века?