Параграф 36-37 учебник по истории России XVI – XVII вв. Мединский, Торкунов 7 класс

Учебник История России XVI—XVII вв. 7 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVI—XVII вв.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 36–37 «Государство правит по (своей воле…)» На путях к абсолютной монархии

С какими процессами связано падение роли Земских соборов во второй половине XVII в.?

Представители каких сословий принимали участие в работе Земских соборов? Укажите детали картины, по которым вы это определили.

Как В. Ключевский характеризует роль Земских соборов в период царствования Михаила Романова?

Чем завершилось Азовское сидение донских казаков?

Почему деятельность Земских соборов «угасала» при Алексее Михайловиче?

Выясните, где сейчас находится трон Алексея Михайловича.

Какие факты свидетельствуют, что при Алексее Михайловиче осуществлялся переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму?

Вопросы и задания

1. Каким образом Алексей Михайлович укреплял собственную власть?

2. Что тормозило переход России от сословно-представительной монархии к абсолютной?

3. Почему русское правительство не решилось вступить в войну с Турцией за Азов?

4. Кто из правителей обладал большей властью – Алексей Михайлович или Людовик XIV? Объясните свой ответ.

5. Каким образом внутренняя политика Алексея Михайловича отражала двойственный характер его правления?

6. Чем абсолютная монархия в России во второй половине XVII в. отличалась от монархий в странах Западной Европы (Франция, Англия)?

7.* Существует следующая точка зрения на роль Земских соборов: «Земские соборы в первой половине XVII в. ограничивали царскую власть». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение подтвердите фактами.

8.* Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о работе приказа Тайных дел.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из исторического источника, выполните задания и ответьте на вопросы.

Чтобы Московского государства всяких чинов людей, от болшаго и до меншаго чину, суд и расправа была во всяких делех всем ровна. …И указал государь то всё Уложенье написать на список и закрепити тот список… и всякия дела делать по тому Уложению…

…А будет которыми мерами с которым государством у Московского государства война зачнётся… и для тоя службы велит государь своим государевым ратным людям всего Московского государства дати своё государево жалованье, и на то государево жалованье ратным людям деньги собирать со всего Московского государства, а побор положити смотря по службе.

…Да и бояром и воеводам без государева указу ратных людей с государевой службы не роспушати, и посулов и поминков не имати. …А будет кто на бояр и на воевод в посулех учнёт бити челом государю ложно, затеяв напрасно, а сыщется про то до-пряма, и тем за боярское и за воеводское бесчестие и за ложное их челобитье чини-ти жестокое же наказание, что государь укажет…

1. О каком документе идёт речь? Укажите год его принятия. Кто был правителем России в этот период?

2. Объясните, какие цели преследовали авторы документа и в чьих интересах он был составлен.

3. Укажите не менее трёх последствий принятия данного документа.

Работаем с ПОНЯТИЕМ

Раскройте смысл понятия «абсолютная монархия». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. С какими процессами связано падение роли Земских соборов во второй половине XVII в.?