Параграф 36-37 учебник по истории России IX — начало XVI в. Мединский, Торкунов 6 класс

Учебник История России IX — начало XVI в. 6 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России IX — начало XVI в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§36–37 Иван III — государь всея Руси

Что было сделано при Иване III для создания единого независимого государства?

1. Как вы думаете, почему Василию II пришлось привлекать сына Ивана к государственным делам? 

2. Какие задачи стояли перед Иваном III?

С помощью иллюстрации и текста параграфа составьте рассказ о противостоянии Новгорода и Москвы.

1. Какие причины привели к битве на реке Шелони? Чем закончилась эта битва?

2. Расскажите об окончательном присоединении Новгородской земли к Москве. Почему Иван III приказал вывезти из Новгорода вечевой колокол?

К чему призывал Вассиан Рыло Ивана III? Какую позицию духовенства он отстаивал?

1 Почему Литва не пришла на помощь Большой Орде?

2. Почему у реки Угры не произошло крупного сражения?

1. Как вы думаете, почему тверские бояре и верховские князья решили перейти под власть московского князя?

2. Расскажите о результатах русско-литовских войн.

1. Как изменились международные связи страны при Иване III?

2. В чём проявилось усиление европейского влияния после создания единого государства Иваном ІІІ?

Вопросы и задания

1. Заполните в тетради таблицу «Политика Ивана III».

2. Кто такие бояре-княжата? Как изменилось их положение в обществе?

3. Почему присоединение Новгородской республики к Москве имело особое значение для создания единого государства?

4. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Почему Иван III перестал подчиняться хану Большой Орды?

5. Объясните, почему Стояние на реке Угре является одним из главных событий отечественной истории XV в.

6. Каким образом Российское государство стало крупнейшим в Европе? Дайте характеристику его географического положения к концу правления Ивана III.

7. Фигуры среднего яруса памятника «Тысячелетие России» олицетворяют шесть главных эпох истории нашего государства. Среди них фигуры Рюрика, Владимира Святого, Дмитрия Донского и др. Как можно назвать эпоху, символом которой является фигура Ивана III на памятнике в Великом Новгороде?

8. Как при Иване III решался вопрос о наследнике престола?

9. Какую роль сыграла Софья Палеолог в истории Российского государства?

10. Подготовьте сообщение «Как двуглавый орёл появился на российском гербе».

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Определите хронологический порядок событий: 1) включение Тверского княжества в состав Русского государства; 2) Стояние на реке Угре; 3) включение Новгородской земли в состав Русского государства; 4) женитьба Ивана III на Софье Палеолог.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ 

Прочитайте высказывание историка Н. Карамзина и ответьте на вопросы.

Россия около трёх веков находилась вне круга европейской политической деятельности, не участвуя в важных изменениях гражданской жизни народов… но Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней.

1. С чем была связана длительная изоляция Руси от Европы?

2. Почему при Иване III стали налаживаться контакты с другими странами?

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Объясните значение понятий «самодержец» и «государь всея Руси».

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Что было сделано при Иване III для создания единого независимого государства?