Параграф 35 учебник по истории России XVI – XVII вв. Мединский, Торкунов 7 класс

Учебник История России XVI—XVII вв. 7 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVI—XVII вв.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 35 Внутренняя политика царя Алексея Михайловича

Чем были вызваны городские восстания в России в середине XVII столетия? Что стало следствием этих восстаний?

Представителей каких социальных слоёв вы видите на картине? Укажите детали, по которым вы это определили. Предположите, что могло вызвать возмущение слобод.

Почему в начале правления на политику царя существенное влияние оказывал Б. Морозов? К чему это привело?

Против кого был направлен гнев москвичей? Почему бунт прекратился после обращения царя к народу?

1. Назовите непосредственные причины Соляного бунта. Почему он получил такое название?

2. Каковы были результаты Соляного бунта? Почему Алексей Михайлович не расправился с восставшими?

Кто участвовал в подготовке Соборного уложения?

1. Охарактеризуйте основные положения Соборного уложения 1649 г.

2. Объясните, почему крестьяне были недовольны прикреплением к земле, а посадское население, наоборот, требовало прикрепления к городу.

Сравните восстания в Новгороде и Пскове. Что между ними было общего, а в чём заключались различия?

Вопросы и задания

1. Составьте в тетради таблицу «Народные движения в России в середине XVII в.»

2. Как изменилось положение крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения?

3. Составьте в тетради простой план ответа по теме «Городские восстания середины XVII в.».

4. Историк С. Соловьёв в своей книге «Чтение и рассказы по истории России» написал: «Прикрепление крестьян – это вопль отчаяния, испущенный государством, находящимся в безвыходном экономическом положении». Поддерживаете ли вы такую точку зрения? Своё мнение обоснуйте.

5. Сравните коммунальное движение средневековой Европы с городскими восстаниями в России середины XVII в. Что можно выделить общего, а в чём заключались различия?

6.* Используя дополнительные источники информации, определите сущность «указной» и «безуказной» теорий возникновения крепостного права и основные аргументы их сторонников.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Определите хронологический порядок событий: 1) начало правления Алексея Михайловича; 2) протекторат О. Кромвеля; 3) Соляной бунт в Москве; 4) принятие Соборного уложения.

Работаем с ИСТОчнИКОМ

Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

И того ж дни возмутились миром… на боярина и государева царёва дядьку на Бориса Иванова сына Морозова, да на окольничего на Петра Тиханова сына Траханиотова, да на думного дьяка на Назарья Иванова сына Чистово и иных многих единомыслеников их, и дома их миром разбили и разграбили. …Бориса Морозова и Петра Траханиотова указалде государь с Москвы разослать, как-де вам мирянам годно, и впредь-де им Борису Морозову и Петру Траханиотову до смерти на Москве не бывать и не владеть и в городах у государевых дел ни в каких приказах не бывать…

1. О каком событии идёт речь в источнике? В каком году оно произошло?

2. Какие обещания были даны царём народу?

3. Какой документ был принят в связи с описываемыми событиями?

Работаем с ПОНЯТИЕМ

Раскройте смысл понятия «Соборное уложение». Приведите один исторический факт, выражающий данное понятие в наглядной форме.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Чем были вызваны городские восстания в России в середине XVII столетия? Что стало следствием этих восстаний?