§ 35–36 Начало освоения Новороссии и Крыма
Какое значение для России имело освоение Новороссии и Крыма?
Что такое Дикое поле? Почему лишь с середины XVIII в. возникла возможность его освоения?
Какие льготы, предоставлявшиеся российскими властями, способствовали хозяйственным успехам немецких колонистов?
Какие проблемы возникли с началом освоения Новороссии?
Объясните, почему автор письма считает Херсон «подлинным чудом».
Используя атлас, покажите на карте упомянутые в параграфе новые города.
Какие изменения произошли в жизни населения Крыма после его присоединения к России? Какие меры были приняты для развития экономики в регионе?
В чём состоял смысл путешествия Екатерины II на юг в 1787 г.?
Что, по вашему мнению, так удивило и поразило императора Иосифа II?
Найдите в Интернете изображения и подготовьте электронную презентацию на тему «История российского Черноморского флота на картинах И. Айвазовского».
Вопросы и задания
1. Какие ограничения для развития России имело её соседство с Диким полем? Как удалось ликвидировать эти ограничения? Почему для этого понадобилось много времени и огромные усилия?
2. Какие меры принимали власти для заселения Новороссии? Каковы были результаты этих мер?
3. Можно ли считать, что при заселении новых земель власти в полной мере учитывали интересы дворянства? Своё мнение аргументируйте.
4. Как происходило освоение Новороссии и Крыма? Расскажите о новых городах, построенных в этом регионе. Назовите особенности, характерные для всех этих городов.
5. Как привлекали иностранных переселенцев в Новороссию? Какую роль они сыграли в её освоении? Приведите конкретные примеры.
6. Охарактеризуйте роль Г. Потёмкина в освоении Новороссии.
7. Расскажите о поездке Екатерины II в Новороссию и Крым.
8. Противниками России было придумано выражение «потёмкинские деревни». Что оно означает? Используя дополнительные источники информации, подберите данные, свидетельствующие о лживости этого выражения по отношению к событиям освоения Новороссии в конце XVIII в. Подготовьте сообщение на данную тему.
9. Рассмотрите изображение в начале параграфа. Объясните аллегорический смысл картины. Что, по вашему мнению, означает факел в руке императрицы?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) основание Севастополя; 2) основание Херсона; 3) поездка Екатерины І в Новороссию и Крым; 4) переселение греков в Новороссию; 5) образование поселения «Новая Сербия».
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из письма бывшего гетмана Малороссии К. Разумовского (1782). Ответьте на вопросы и выполните задания.
На ужасной своей пустынностью степи, где в недавнем времени едва рассеянные обретаемы были избушки, по Херсонскому пути, начиная от самого Кременчуга нашёл я довольные селения верстах в 20, в 25 и далее, большею частью при обильных водах. Что принадлежит до самого Херсона, то представьте себе множество всякий час умножающихся каменных зданий, крепость, замыкающую в себе цитадель и лучшие строения, адмиралтейство со строящимися и построенными уже кораблями, обширное предместье, обитаемое купечеством и мещанами разновидными. С одной стороны, казармы, 10 000 военнослужащих в себя вмещающие, с другой, перед самым предместьем – видоприятный остров с карантинными строениями, с гречески-ми купеческими кораблями и с проводимыми для выгод сих судов каналами. Я и доныне не могу выйти из недоумения о том скором возращении на месте, где так недавно один только обретался зимовник. Сей город скоро процветёт богатством и коммерцией, сколь то видеть можно из завидного начала оной…
1. Что больше всего удивило в Новороссии автора источника? Объясните причины подобной реакции.
2. На основе источника опишите произошедшие изменения.
3. Какие работы были проведены для развития торговых связей осваиваемых территорий с другими регионами?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Выясните происхождение и значение термина «Новороссия».
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какое значение для России имело освоение Новороссии и Крыма?