§ 32. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904–1905 гг.
Почему дальневосточное направление стало приоритетным?
Каковы последствия поражения России?
Предположите, каков общий смысл изображения.
Какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией в начале правления Николая ІІ?
Какая страна была главным геополитическим соперником России на Дальнем Востоке? Сформулируйте интересы этой страны в данном регионе.
1. Когда началась Русско-японская война? Кто её начал?
2. Каковы были основные задачи японского плана войны?
В каком году был выпущен данный почтовый блок?
Каковы были основные итоги военной кампании 1904 г. для обеих сторон? Чем вы можете объяснить такие итоги?
1. Найдите на карте 6 (см. Приложение) направления движения и позиции русской и японской армий и флота, места важнейших сражений войны, территорию Ляодунского полуострова, Порт-Артур и порт Дальний.
2. На карте 6 (см. Приложение) покажите место Цусимского сражения. Для какой из сторон место сражения было более удачным?
Какие эмоции испытывают герои картины? Как в русском обществе были оценены условия мирного договора, подписанного главным героем картины?
1. Почему стороны пошли на заключение мирного договора? Когда и где он был подписан?
2. Какая страна выступила посредником в переговорах? Почему?
Вопросы и задания
1. Составьте в тетради план-конспект (не менее трёх пунктов) на тему «Внешняя политика России в конце XIX — начале ХХ в.».
2. Почему во внешней политике России рубежа XIX-XX вв. дальневосточное направление играло важную роль? Какие меры предпринимала Россия для закрепления в этом регионе?
3. Перечислите основные причины Русско-японской войны 1904—1905 гг. Какие события этой войны кажутся вам наиболее важными? Свой ответ аргументируйте.
4. Назовите основные положения Портсмутского мирного договора. Используя атлас, покажите на карте территориальные изменения, произошедшие по итогам его заключения. Чем вы можете объяснить такие итоги Русско-японской войны?
5. В исторической науке существует точка зрения, что одним из последствий Русско-японской войны стало создание Антанты. Подкрепите или опровергните эту точку зрения, приведя не менее двух аргументов.
6. Создайте электронную презентацию на тему «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг”». Отразите в ней подвиг экипажа крейсера.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности исторические события: 1) Российско-китайский договор о безвозмездной 25-летней аренде Ляодунского полуострова и Порт-Артура; 2) подвиг экипажа крейсера «Варяг»; 3) Гаагская мирная конференция; 4) Цусимское сражение.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
Статья 23
Кроме ограничений, установленных особыми соглашениями, воспрещается также: а) употреблять яд или отравленное оружие;
b) предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля;
с) убивать или ранить неприятеля, который положил оружие или, не имея более средств защищаться, безусловно сдался;
d) объявлять, что никому не будет пощады; е) употреблять оружие, снаряды или вещества, способные причинять излишние
страдания… …›
Статья 25
Воспрещается атаковать или бомбардировать города, селения, жилища или строения…く
Статья 28
Воспрещается отдавать на разграбление город или место, даже взятые приступом.
1. По инициативе какой страны состоялась международная конференция, результатом которой стало принятие данного документа? Когда и где она проходила?
2. Почему страны – участницы конференции решили зафиксировать основные принципы ведения боевых действий в международном документе?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему дальневосточное направление стало приоритетным? Каковы последствия поражения России?