Параграф 31 учебник по истории России 1825—1914 гг. Мединский, Торкунов 9 класс

Учебник История России 1825—1914 гг. 9 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России 1825—1914 гг.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 31. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894–1904 гг.

Каковы причины усиления оппозиционных сил в России в конце XIX — начале XX вв.?

Какие ожидания существовали в российском обществе в начале правления Николая II? Готов ли был новый монарх их оправдать?

Какие основные точки зрения на развитие страны существовали в окружении нового императора? Кто был их выразителем? Какая из них вам кажется наиболее верной? Своё мнение аргументируйте.

1. С чем можно связать оживление общественного движения в стране в начале правления Николая ІІ?

2. Какие социальные группы открыто выражали недовольство? Чем они были недовольны? (Ответ оформите в тетради в виде схемы.)

Предположите, в честь какого события люди, изображённые на фотографии, возлагают венок к памятнику Александру ІІ.

 Сколько лет прошло с момента этого события до дня, когда была сделана фотография?

Почему власти видели опасность в рабочем движении? Какие меры предпринимало правительство для того, чтобы вывести рабочее движение из-под влияния революционных организаций? Стали ли эти меры успешными?

Какое значение Ленин придавал газете?

Партии какой политической направленности появились в России в конце XIX – начале ХХ в.? Интересы каких социальных групп они выражали? (Ответ оформите в тетради в виде таблицы.)

В виде тезисов сформулируйте основные положения проекта реформ, предложенного Святополк-Мирским. Как отнёсся к данным предложениям Николай ІІ? Почему,

как вы считаете, он занял именно такую позицию?

Вопросы и задания

1. Сравните политические взгляды Николая II и его отца Александра III. Были ли в них принципиальные различия? Исходя из этого, сформулируйте основные направления внутренней политики Николая II.

2. Перечислите основные мероприятия Николая II в области национальной политики.

Ha что они были направлены?

3. Сформулируйте основные различия в политической позиции представителей либерального и революционного лагеря. Были ли у них точки соприкосновения?

4. Докажите, что партию социалистов-революционеров можно назвать продолжателем народнических идей.

5. Прочитайте отрывок из представленной ниже политической программы одной из партий и укажите в тетради номера верных утверждений.

Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и ввсля планомерную организацию общественно-производительного процесса… социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освоболит всё угнетённое человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации олной части обшества другою. Необходимое условие этой социальной революции составляет ликтатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров.

1) Данный текст принадлежит политической партии либеральной направленности.

2) Авторы данной программы – сторонники идей К. Маркса. 3) Политическая партия, которой принадлежит программа, отстаивает интересы рабочих. 4) Данная по-литическая программа принадлежит партии, которую можно назвать наследницей народнических организаций. 5) Николай II был сторонником политических взглядов, изложенных в данной программе.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности исторические события: 1) создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП); 2) начало правления Николая II; 3) убийство террористами министра внутренних дел В. К. 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из документа, ответьте на вопросы и выполните задания.

Богу Всемогущему угодно было в неисповедимых путях Своих прервать драгоценную жизнь горячо любимого Родителя Нашего Государя Императора Александра

Александровича…

Мы же в этот скорбный, но торжественный час вступления Нашего на Прародительский Престол Российской Империи и нераздельных с ней Царства Польского и Великого Княжества Финляндского вспоминаем заветы усопшего Родителя Нашего и, прониклись ими, приемлем священный обет перед лицом Всевышнего всегда иметь единой целью мирное преуспеяние, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех Наших верноподданных.

1. В каком году появился данный документ?

2. Назовите годы правления императора, о смерти которого говорится в документе. Перечислите основные достижения данного правителя. Какие задачи, стоявшие перед Россией, на ваш взгляд, так и не были им решены?

3. Сформулируйте основные принципы правления, продекларированные в документе. (Свой ответ подкрепите цитатами из текста.)

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

1. Раскройте смысл понятия «зубатовский социализм». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России.

2. Заполните пропуски в схеме (задание выполняйте в тетради).ве; 4) образование партии социалистов-революционеров (ПСР).

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Каковы причины усиления оппозиционных сил в России в конце XIX — начале XX вв.?