Параграф 30 учебник по истории России 1825—1914 гг. Мединский, Торкунов 9 класс

Учебник История России 1825—1914 гг. 9 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России 1825—1914 гг.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 30. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX–XX вв.

На каком уровне находилась экономика России в начале XX века? Какие задачи необходимо было решить?

Почему железнодорожное строительство стало толчком к росту производства?

Какое влияние оказывало правительство на деятельность частных предприятий в России? Способствовало ли это, по вашему мнению, развитию экономики или тормозило его?

Перечислите положительные и отрицательные стороны участия иностранного капитала в экономике России.

1. Как кризис 1900—1903 гг. отразился на российской экономике?

2. Сформулируйте негативные последствия монополизации экономики. Ответ запишите в тетради в виде тезисов.

В чём заключались недостатки общинного землевладения?

Какие сельскохозяйственные продукты из России были наиболее востребованы на мировом рынке в начале ХХ в.?

Вопросы и задания

1. Сформулируйте особенности российской экономики рубежа XIX—ХХ вв. Какие тенденции в развитии экономики они закладывали?

2. Какая форма объединения частного капитала была наиболее успешной в процессе индустриализации в России? Какую роль она сыграла в экономическом развитии

России на рубеже XIX—ХХ вв.?

3. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу в тетради. 1) В начале ХХ в. ежегодный экспорт российской пшеницы составлял более 350 млн пудов. 2) В начале ХХ в. община играла в жизни крестьян большую роль. 3) В начале ХХ в. Российская империя являлась поставщиком продовольствия на мировой рынок. 4) В начале XX в. в России 4/5 недельной крестьянской земли

находилось в общинном пользовании.

4. Рассмотрите монету и выберите верное утверждение:

1) Изображённый на монете исторический деятель занимал пост министра финансов в правление Александра II.

2) Монета посвящена переписи населения Российской империи

1897 г.

3) Монета посвящена памяти человека, убитого народовольцами.

4) Изображённый на монете государственный деятель занимал посты министра путей сообщения и министра финансов Российской империи.

5. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

6. Можно ли считать сельское хозяйство России в начале ХХ в. товарным? Свой ответ аргументируйте.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из «Всеподданнейшего доклада министра финансов С. Витте

Николаю I» (1899) и ответьте на вопросы.

Очевидно, наша внутренняя промышленность, как ни широко она развилась, всё же ещё количественно очень мала; она не достигла таких размеров, чтобы в ней могла развиться животворящая сила предприимчивости, знания, подвижности капита-ла, то брожение здорового соперничества, при которых она может дёшево работать и отплатить своей стране… дешевизной и обилием своих изделий, а также и равносильным с земледелием участием в товарном балансе и в государственных податных тяготах. А этого необходимо достигнуть, и в возможно скорейшем времени, ибо эко-номические обстоятельства за последние годы сложились так, что бремя длящегося покровительства делается крайне тяжёлым для населения; последнему становится уже слишказом, задача сержать и себя и свою почти монопольную промышленность.

Таким образом, задача современной торгово-промышленной политики остаётся всё ещё очень трудной. Нужно не только создавать промышленность, нужно и заставлять её дёшево работать, нужно в возникшей промышленной среде развить более деятельную и стремительную жизнь, — словом, поднять её количественно и качественно на такой высокий уровень, дать ей такую могучую силу, чтобы она была не только питающейся, но и питаюшим органом народного хозяйства.

Что же требуется для этого? Капиталы, знания и предприимчивость. Только эти три силы могут ускорить процесс образования вполне независимой национальной промышленности.

1. Как С. Витте оценивает развитие внутренней российской промышленности?

2. Как Витте формулирует задачу торгово-промышленной политики России?

3. Что, по мнению С. Витте, необходимо для создания в России независимой национальной промышленности?

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Заполните пропуск в схеме, вписав недостающее понятие. (Задание выполняйте в тетради.)

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. На каком уровне находилась экономика России в начале XX века? Какие задачи необходимо было решить?