Параграф 29 учебник по истории России 1825—1914 гг. Мединский, Торкунов 9 класс

Учебник История России 1825—1914 гг. 9 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России 1825—1914 гг.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

ГЛАВА VIII. РОССИЯ НА ПОРОГЕ ХХ в.

Назовите ключевые, на ваш взгляд, проблемы и противоречия в развитии Российской империи в начале Х в.

§ 29. Россия и мир на рубеже XIX–XX вв.: динамика развития и противоречия

Какие изменения произошли в мировом развитии на рубеже XIX–XX вв.?

Что такое неравномерность развития экономики? Какие противоречия она порождала?

Проанализировав представленную гистограмму, определите: 

а) период, когда прирост населения был максимальным (исключая период 1897-1906 гг.); 

б) средний прирост населения Российской империи в годы, по которым представлена информация (исключая период 1897 – 1906 гг.).

Известно, что общая численность населения империи (без учёта Финляндии) по итогам переписи 1897 г. составляла 126 586,6 тыс. чел. Проанализировав диаграмму, вычислите количество мужчин и женщин, проживавших в Российской империи в 1897 г.

1. Как вы понимаете словосочетание «евразийская империя»? Докажите, что к России рубежа XIX—ХХ вв. применимо данное понятие.

2. Используя атлас, определите, в состав какой административной единицы в начале ХХ в. входила территория, где расположен ныне ваш населённый пункт.

В чём была особенность процесса модернизации в России? Чем это было обусловлено?

Предположите, какой смысл закладывал Николай II в свой ответ.

Дайте характеристику политического строя Российской империи, существовавшего к началу XIX в.

В дополнительных источниках информации найдите сокращённый титул российского императора, утверждённый в 1906 г. Соотнесите его с изображениями гербов, представленных на крыльях орла.

«Император и Самодержец Всероссийский».

Чем различаются понятия «сословие» и «класс»? Какие социальные классы существовали в Российской империи на рубеже XIX—ХХ вв.?

Вопросы и задания

1. В чём, на ваш взгляд, заключается причинно-следственная связь между научной и промышленной революциями? Какие важные научные открытия рубежа ХІХ—XX вв. повлияли на повседневную жизнь людей? Какие перемены произошли в развитии военной техники?

2. Назовите причины неравномерности развития экономики различных стран. По каким критериям, на ваш взгляд, можно судить о развитии экономики? Почему подобная неравномерность вела к политической нестабильности?

3. Используя атлас, покажите регионы Российской империи, в которых в конце XIX —

начале XX B. наблюдался наибольший прирост населения.

4. Проанализируйте данные диаграммы, представленной ниже, ответьте на вопросы и выполните задания.

1. Какая возрастная группа составляла наибольшую долю населения Российской империи? О чём это свидетельствует?

2. Проследите перспективы социально-экономического развития Российской империи в начале ХХ в.

3. Назовите среднюю продолжительность жизни населения Российской империи в конце XIX в.

4. В современной политологии существует понятие «молодёжный бугор», которое означает, что резкий рост и преобладание в обществе молодого населения ведут к угрозе социального протеста и революциям. Исходя из данных диаграммы, оцените вероятность возникновения социального протеста в Российской империи в начале ХХ в.

Своё мнение аргументируйте.

5. На основе данных параграфа и информации из дополнительных источников ознакомьтесь с результатами переписи населения Российской империи 1897 г. На их основе подготовьте электронную презентацию «Социально-экономическое положение Российской империи на рубеже XIX—ХХ вв. Представьте её в классе. На ее основе проведите в классе дискуссионный круглый стол на тему «Перспективу развития Российской империи в начале ХХ в.».

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «модернизация».

Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном вами определении понятия.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какие изменения произошли в мировом развитии на рубеже XIX–XX вв.?