§ 29–30 Общество века реформ: «благородные» и «подлые»
Что Екатерина II хотела изменить в социальном устройстве российского общества?
Составьте рассказ об утре помещика с диалогами изображённых на картине персонажей.
Подтвердите фактами, что при Екатерине II дворянство переживало свой золотой век.
Найдите в Интернете современную фотографию запечатлённых на картине мест. Какие изменения произошли?
Как изменилась жизнь российских дворян во второй половине XVIII в. в сравнении с Петровским временем?
Объясните название картины. Выясните, представители белого или чёрного духовенства изображены на картине.
Охарактеризуйте особенности положения священно и церковнослужителей.
Почему, на ваш взгляд, художник изобразил крестьянина в изношенном, рваном одеянии?
Как вы думаете, почему порка крепостных была обыденным явлением в деревне XVIII в.?
На основе источника охарактеризуйте взаимоотношения помещиков и их крепостных.
Как отличалось положение различных категорий крестьян?
Кто такие «среднего рода люди»?
Вопросы и задания
1. Какие изменения в положении дворян произошли во второй половине XVIII в.?
2. Почему, несмотря на принадлежность к привилегированному сословию, рядовые представители духовенства нередко поддерживали выступления крестьян против властей?
3. Составьте в тетради таблицу «Обязанности различных категорий крестьян в России во второй половине XVIII в.».
4. Какие изменения произошли в российских городах во второй половине XVIII в.?
5. Удалось ли Екатерине II, на ваш взгляд, создать категорию «среднего рода людей»? Свой ответ подтвердите фактами.
6. Используя Интернет, подберите изображения, иллюстрирующие жизнь и занятия представителей одного из сословий второй половины XVIII в. (на выбор).
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из инструкции помещика своему приказчику в XVIII в. и ответьте на вопросы.
Господскую мою пашню под сев озимой ржи и пшеницы, вывезя прежде на оную навоз… и класть оный подесятинно, смотря по земле: где земля добротнее и сочнее, тут реже, а где выпахивается и ко урожаю хуже, на оную чаще; и разбивши порядочным образом, не давая… долго лежать и сохнуть, тотчас запахивать… и пахать глуб-же, дабы истребить травяные коренья… А под яровой сев ежегодно к будущей весне землю вспахивать с осени. А во время… рекрутских наборов… в рекруты без ведома моего никого не отдавать, а… прислать ко мне всем крестьянам список… приложа при том и мирской приговор, кого следует отдать.
Крестьянам между моими работами давать на их собственное изделие дни чет-верг, пятницу и субботу еженедельно… также и праздники оставлять на их волю; а когда нужда востребует, то, брав и у них дни, опосля возвращать им из моих.
1. Почему помещики заботились о лучшей обработке полей?
2. Какие меры принимались для повышения урожайности?
3. Что такое «мирской приговор»?
4. Почему в необходимых случаях помещики учитывали решения «мира»?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Что Екатерина II хотела изменить в социальном устройстве российского общества?