Параграф 29-30 учебник по истории России XVI – XVII вв. Мединский, Торкунов 7 класс

Учебник История России XVI—XVII вв. 7 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVI—XVII вв.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

Глава 3. Россия при первых Романовых

Какие изменения в развитии государства и общества позволяют рассматривать правление первых Романовых как переходный этап от Средневековья к Новому времени?

§ 29–30 «Куда соха ходила…» Социально-экономическое развитие России в XVII в.

Какую функцию выполняла городская площадь? Составьте рассказ по картине. Опишите одежду изображённых людей и их занятия.

Какие внешние и внутренние факторы влияли на экономическое развитие Российского государства в XVII в.?

Что происходило с численностью населения и территорией России в XVII в.?

Опишите, используя иллюстрацию, устройство засечной черты.

Почему государство возводило засечные черты? Какие последствия это имело?

Кто изображён на фреске? Какими орудиями труда убирали хлеб в XVII веке?

Что нового появилось в развитии сельского хозяйства в России в XVII в.? Что сохранялось прежнего?

С опорой на текст параграфа составьте небольшой рассказ по картине.

Какие изменения произошли в ремесленном производстве в XVII в.?

Почему первые мануфактуры в России создавали иностранцы?

Выделите причины медленного развития мануфактур в России в XVII в.

В чём состояло преимущество мануфактуры перед ремесленным производством? Что объединяло мануфактуру с ремесленной мастерской?

Какие формы торговли существовали в России в XVII в.?

Объясните, как использовались предметы, изображённые на фотографиях.

1. Охарактеризуйте особенности торговли в XVII в. Что такое всероссийский рынок и каковы были причины его формирования?

2. Какие товары привозили в Россию русские купцы в XVII в.? Какие страны были основными торговыми партнёрами России?

Вопросы и задания

1. Заполните таблицу «Экономика России в XVII в.» на основе текста параграфа.

2. Какие явления в экономике России XVII в. позволяют назвать это время новым этапом в развитии страны? Укажите не менее трёх явлений.

3. Сравните характерные черты экономического развития России в XVI и XVII вв. Укажите, что было общим, а что — различным.

4. Чем российская мануфактура XVII в. отличалась от западноевропейской? В чём было сходство?

5. Что нового вводили Торговый и Новоторговый уставы? Чьи интересы они защищали?

6. Можно ли сказать, что процесс зарождения капиталистических отношений в России и в Западной Европе имел схожие черты? Аргументируйте свой ответ.

7. С какими проблемами было связано расширение внешней торговли России в XVII в.? Какое значение имела внешняя торговля для развития государства?

8. Используя интернет-ресурсы, выясните численность населения Франции и Англии в начале и конце XVII столетия. Сравните с Россией. Сделайте выводы о динамике.

9.* Какую роль в экономической жизни страны играли промыслы? Подготовьте сообщение (презентацию) о любом промысле (производстве) XVII в. на территории вашего региона (для поиска информации используйте интернет-ресурсы).

10. Рассмотрите карту 2 в Приложении, а) Найдите на карте ярмарки и мануфактуры, упомянутые в тексте параграфа. б) С помощью карты предположите, какие товары можно было приобрести на ярмарках в Москве, Нижнем Новгороде, Туле, Казани. в) Определите основные районы сельского и промыслового хозяйства. Центрами каких производств они являлись? г) Покажите на карте центры железоделательного производства.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Определите хронологический порядок событий: 1) принятие Новоторгового устава; 2) казнь английского короля Карла І; 3) принятие Торгового устава; 4) начало Тридцатилетней войны.

Работаем с источником ..

Прочитайте отрывок из «Именного указа царя Алексея Михайловича от 1 июня 1649 г.» и выполните задания.

…Поелику оные аглицкие немцы учинили большое злое дело, государя своего Карлуса короля убили до смерти. ‹…› В прошлых годах… заморские немцы разных государств… торговали всякими товарами у Архангельского города, а к Москве и в иные города с товарами и без товаров не хаживали, и дворов своих у них нигде не

бывало, а вас, англичан… Царь Михаил Фёдорович… по прошенью государя вашего…

Карлуса короля пожаловали, велели вам торговати в Московском государстве по-вольною торговлю, сверх иных иноземцев, беспошлинно, и дворы свои на Москве и в городах держати вам велено… И вы, по той государской милости… торговали многие лета беспошлинно, и тем… обогащали, и пожитки себе нажили большие. ‹…› [Но вы] привозили в Московское государство тайно табак и иные заповедные товары, а из Московского государства также (вывозили], покупая у иноземцев, шёлк, сырец и иные заповедные товары, вывозимые к себе за море тайным же обычаем, да и в иных во многих статьях ваша многая неправда… отчего] государевой казне чинились убытки многие. Русским людям купить и продать ничего не даёте. Государевы торговые люди, видя ваш заговор, товары свои возят назад, а иные… скудные люди товары свои мечут за бесценок, и оттого государевы торговые многие люди… к Архангельскому городу ездить перестали, и оттого государева многая пошлина пропала… (поэтому) «опричь Архангельского города» англичанам торговать не велено и пошлины платить по государеву указу.

1. Какие привилегии получили английские купцы при Михаиле Фёдоровиче?

2. Какие экономические причины приведены в обоснование ограничения торговли английских купцов только Архангельском? Приведите не менее двух причин.

3. Какая политическая причина стала поводом для таких ограничений?

Работаем с ПОНЯТИЕМ

Дайте определения следующих понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок. Запишите их в тетрадь.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какие внешние и внутренние факторы влияли на экономическое развитие Российского государства в XVII в.?