§ 27–28 Завершение Смуты и иностранной интервенции
Какие первоочередные задачи стояли перед новым царём Михаилом Романовым? Удалось ли их решить?
Романовы были одной из ветвей древнего старомосковского боярского рода. Что вам известно о его представителях?
Какие детали изображённого на картине события доказывают, что представители различных сословий готовы оказать поддержку Михаилу Фёдоровичу?
1. Какую цель преследовал срочно созванный в 1613 г. Земский собор? Чем объясняется подобная спешка?
2. Почему царём был избран Михаил Фёдорович Романов?
Опишите картину. Какие задачи выполняла Боярская дума в начале правления Михаила Фёдоровича? Какова была роль царя на её заседаниях?
Почему шведский король не смог захватить Псков?
Согласны ли вы с мнением историка? Ответ подтвердите фактами.
1. Каково было положение Михаила Романова на троне в начале его правления? Почему народные волнения не утихли сразу после избрания нового царя?
2. Охарактеризуйте условия Столбовского мира и Деулинского перемирия. Почему Россия пошла на территориальные уступки Швеции и Польше?
За какие заслуги Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский удостоились памятника на Красной площади в Москве?
Согласны ли вы с мнением историка? Приведите несколько фактов, подтверждающих вашу точку зрения.
Какие личные качества характерны для Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского? Являются ли они настоящими патриотами России?
1. Охарактеризуйте основные итоги Смуты для России.
2. Каковы, по вашему мнению, главный положительный и главный отрицательный уроки Смутного времени?
Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какое событие изображено на картине? Какие чины поддержали избрание на царский престол Михаила Романова?
2. Какова была главная особенность Земского собора 1613 г.? С какой целью он был созван? В чём заключалась основная сложность поставленной на соборе задачи?
3. Какое значение для дальнейшего развития страны имело избрание Михаила Романова на российский престол? Сформулируйте не менее трёх положений.
4. К какому году и почему относят окончание Смутного времени? Каким образом были урегулированы внешнеполитические вопросы с Польшей и Швецией? Каковы были последствия Смуты для России?
5. Существует следующая оценка избрания на русский престол Михаила Романова: «Михаил Фёдорович в наибольшей степени устраивал все сословия, что дало возможность достичь примирения и национального согласия». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте, подобрав несколько фактов и объяснив, как с их помощью можно аргументировать выбранную точку зрения.
6. Можно ли найти аналогии событий Смутного времени в зарубежной истории? Приведите несколько примеров.
7.* С помощью дополнительных источников информации узнайте о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. Подготовьте сообщение на тему «Иван Сусанин — настоящий герой и патриот своего Отечества».
8. Расскажите, почему у нас в стране 4 ноября празднуется День народного единства.
9. Рассмотрите карту 1 в Приложении. Проследите по ней: 1) походы Лжедмитрия I и Лжедмитрия II; 2) движение армии Ивана Болотникова от начала похода и до её полного разгрома; 3) вторжение польских и шведских войск; 4) действия Первого и Второго ополчения. Покажите территории, отторгнутые от России.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) Деулинское перемирие с Речью Посполитой; 2) избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство; 3) Столбовский мир со Швецией; 4) начало правления в Иране шаха Аббаса І Великого.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» историка Н. Костомарова. Выполните задание и ответьте на вопрос.
Мало в истории найдётся примеров, когда бы новый государь вступил на престол при таких… печальных обстоятельствах. С двумя государствами: Польшей и Швецией – не окончена была война. Оба эти государства владели окраинами Московской державы и выставляли двух претендентов на московский престол – двух соперников новоизбранному царю. ‹…> Внутри государства многие города были сожжены дотла, и самая Москва находилась в развалинах. Внутренние области сильно обезлюдели.
Поселяне ещё в прошлом году не могли убрать хлеба и умирали от голода. Повсюду господствовала крайняя пищета. в казне не свое делей и брудно ово собрать их с разорённых подланных…
1. Назовите имя государя и год его венчания на царство.
2. Почему автор называет обстоятельства вступления на престол нового царя печальными? Приведите не менее трёх примеров, подтверждающих утверждение историка.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какие первоочередные задачи стояли перед новым царём Михаилом Романовым? Удалось ли их решить?