Параграф 27-28 учебник по истории России XVI – XVII вв. Мединский, Торкунов 7 класс

Учебник История России XVI—XVII вв. 7 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVI—XVII вв.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 27–28 Завершение Смуты и иностранной интервенции

Какие первоочередные задачи стояли перед новым царём Михаилом Романовым? Удалось ли их решить?

Романовы были одной из ветвей древнего старомосковского боярского рода. Что вам известно о его представителях?

Какие детали изображённого на картине события доказывают, что представители различных сословий готовы оказать поддержку Михаилу Фёдоровичу?

1. Какую цель преследовал срочно созванный в 1613 г. Земский собор? Чем объясняется подобная спешка?

2. Почему царём был избран Михаил Фёдорович Романов?

Опишите картину. Какие задачи выполняла Боярская дума в начале правления Михаила Фёдоровича? Какова была роль царя на её заседаниях?

Почему шведский король не смог захватить Псков?

Согласны ли вы с мнением историка? Ответ подтвердите фактами.

1. Каково было положение Михаила Романова на троне в начале его правления? Почему народные волнения не утихли сразу после избрания нового царя? 

2. Охарактеризуйте условия Столбовского мира и Деулинского перемирия. Почему Россия пошла на территориальные уступки Швеции и Польше?

За какие заслуги Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский удостоились памятника на Красной площади в Москве?

Согласны ли вы с мнением историка? Приведите несколько фактов, подтверждающих вашу точку зрения.

Какие личные качества характерны для Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского? Являются ли они настоящими патриотами России?

1. Охарактеризуйте основные итоги Смуты для России.

2. Каковы, по вашему мнению, главный положительный и главный отрицательный уроки Смутного времени?

Вопросы и задания

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какое событие изображено на картине? Какие чины поддержали избрание на царский престол Михаила Романова?

2. Какова была главная особенность Земского собора 1613 г.? С какой целью он был созван? В чём заключалась основная сложность поставленной на соборе задачи?

3. Какое значение для дальнейшего развития страны имело избрание Михаила Романова на российский престол? Сформулируйте не менее трёх положений.

4. К какому году и почему относят окончание Смутного времени? Каким образом были урегулированы внешнеполитические вопросы с Польшей и Швецией? Каковы были последствия Смуты для России?

5. Существует следующая оценка избрания на русский престол Михаила Романова: «Михаил Фёдорович в наибольшей степени устраивал все сословия, что дало возможность достичь примирения и национального согласия». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте, подобрав несколько фактов и объяснив, как с их помощью можно аргументировать выбранную точку зрения.

6. Можно ли найти аналогии событий Смутного времени в зарубежной истории? Приведите несколько примеров.

7.* С помощью дополнительных источников информации узнайте о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. Подготовьте сообщение на тему «Иван Сусанин — настоящий герой и патриот своего Отечества».

8. Расскажите, почему у нас в стране 4 ноября празднуется День народного единства.

9. Рассмотрите карту 1 в Приложении. Проследите по ней: 1) походы Лжедмитрия I и Лжедмитрия II; 2) движение армии Ивана Болотникова от начала похода и до её полного разгрома; 3) вторжение польских и шведских войск; 4) действия Первого и Второго ополчения. Покажите территории, отторгнутые от России.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) Деулинское перемирие с Речью Посполитой; 2) избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство; 3) Столбовский мир со Швецией; 4) начало правления в Иране шаха Аббаса І Великого.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» историка Н. Костомарова. Выполните задание и ответьте на вопрос.

Мало в истории найдётся примеров, когда бы новый государь вступил на престол при таких… печальных обстоятельствах. С двумя государствами: Польшей и Швецией – не окончена была война. Оба эти государства владели окраинами Московской державы и выставляли двух претендентов на московский престол – двух соперников новоизбранному царю. ‹…> Внутри государства многие города были сожжены дотла, и самая Москва находилась в развалинах. Внутренние области сильно обезлюдели.

Поселяне ещё в прошлом году не могли убрать хлеба и умирали от голода. Повсюду господствовала крайняя пищета. в казне не свое делей и брудно ово собрать их с разорённых подланных…

1. Назовите имя государя и год его венчания на царство.

2. Почему автор называет обстоятельства вступления на престол нового царя печальными? Приведите не менее трёх примеров, подтверждающих утверждение историка.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какие первоочередные задачи стояли перед новым царём Михаилом Романовым? Удалось ли их решить?