§ 25. Взаимодействие народов и национальных культур
Какую роль сыграло взаимодействие народов России в развитии культуры страны?
Какое значение имело взаимовлияние культур русского народа и других народов
России во второй половине XIX в.?
Какое значение имело образование на русском языке в национальных регионах?
На основании данного отрывка предположите, в русле какого литературного направления созданы произведения Шолом-Алейхема.
Какова основная мысль приведённого отрывка?
Какие литературные направления и авторы появились в годы реформ Александра ІІ
на национальных окраинах империи?
Как развивалась музыкальная культура народов Российской империи?
1. Почему о периоде второй половины XIX в. можно говорить как о времени массового развития театрального искусства?
2. Как вы считаете, почему русское правительство поддерживало развитие национального театра?
3. Когда и где был организован театр «Русская беседа»? В чём была важность появления этого театра?
1. Какое искусство было развито в поволжских поселениях?
2. Какие производства были развиты в Средней Азии? Выясните, какие изделия среднеазиатских мастеров ценятся и в наше время
3. Какие предметы изготавливались ремесленниками на Кавказе?
1. Что влияло на изменения в повседневной жизни народов национальных окраин
Российской империи?
2. Докажите, что правительство не препятствовало техническому и бытовому развитию национальных окраин.
Вопросы и задания
- Какие новые направления культурной жизни возникли в национальных регионах России во второй половине XIX в.? Опишите их основные особенности. Как они были связаны с народными традициями и обычаями коренных народов?2. Докажите, приведя не менее трёх аргументов, следующее утверждение: «Во второй половине XIX в. система просвещения народов Российской империи развивалась небывалыми темпами».
3. Какие мотивы были ведущими в творчестве национальных писателей и поэтов во второй половине XIX в.? Предположите, чем это было вызвано.
4. В чём заключалась важность сохранения и собирания фольклора?
5. Как классическая русская музыкальная школа во второй половине XIX в. повлияла на развитие музыкального искусства народов Российской империи? Какие мотивы преобладали в произведениях национальных композиторов?
6. Создайте электронную презентацию «Промыслы народов Российской империи во второй половине XIX в.». Отразите в ней своеобразие народных промыслов, а также акцентируйте внимание, какие из промыслов дошли до наших дней.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности исторические события: 1) запуск первого на территории Российской империи электрического трамвая в Киеве;
2) создание Г. Ильяси первой татарской драмы «Несчастная девушка»; 3) открытие Новороссийского университета в Одессе.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из народной рабочей песни и ответьте на вопросы.
Ай да вы заводы.
Люди горемычные:
Вы мои заводы раскирпичные!
Ай да мы, работящий народ,
Без грошей живём,
До ноченьки работаем…
Люди горемычные!
1. Какие события нашли отражение в народных песнях о горных рабочих Урала во второй половине XIX в.?
2. Как вы думаете, почему именно они отражены в фольклоре?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «взаимообогащение культур». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какую роль сыграло взаимодействие народов России в развитии культуры страны?