Параграф 24 учебник по истории России 1825—1914 гг. Мединский, Торкунов 9 класс

Учебник История России 1825—1914 гг. 9 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России 1825—1914 гг.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

ГЛАВА VI. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ИМПЕРИЙ

Какие особенности имела политика Александра /! и Александра III по отношению к различным народам Российской империи?

§ 24. Основные регионы империи и их роль в жизни страны. Национальные движения и национальная политика

С чем связано усиление роли национального вопроса в Европе и в России во второй половине XIX в.? Как это влияло на политику Российской империи?

Что такое национальный вопрос? Почему он стал значимым в Европе к середине

XIX в.? В каких государствах он стоял наиболее остро? Почему?

Какие меры были приняты правительством, чтобы теснее интегрировать Привислинский край в единую империю?

Кто, по мнению автора, пользовался большими правами: финны в России или русские в Финляндии?

 Чем такая ситуация могла угрожать единству империи?

1. Докажите, что во второй половине XIХ в. Финляндия обладала довольно широкой автономией в составе Российской империи.

2. Каким образом правительство России поддерживало развитие финской экономики?

Подумайте, как реформы Александра II повлияли на появление национальных движений в западных губерниях Российской империи. Где находись центры таких движений? Кто в них входил?

1. Вспомните, что такое черта оседлости. Когда она была введена?

2. Какие послабления были введены Александром II для иудеев?

Почему правительство старалось привлечь кавказскую знать на сторону России?

Какие меры для этого принимались?

Перечислите положительные последствия вхождения Средней Азии в состав России.

Почему правительство оказывало поддержку Русской православной церкви?

Вопросы и задания

1. Докажите, что европейские державы стремились использовать национальный вопрос в Российской империи для её ослабления.

2. Перечислите и покажите на карте 1 (см. Приложение) территории, которые вошли в состав России к концу XIX в.

3. В чём была особенность политики Российской империи по отношению к национальным окраинам? Чем она отличалась от политики европейских стран в отношении колоний?

4. Что стало причиной Польского восстания 1863—1864 гг.? Почему оно было подавлено достаточно быстро? Подумайте, почему основная масса местных крестьян не принимала участие в этом восстании.

5. Сравните политику российского правительства при Александре ІІ и Александре III

в отношении Царства Польского и Великого княжества Финляндского. В чём заключались различия? Каковы были их причины? Ответ оформите в тетради в виде таблицы.

6. Известно, что в 1860-е гг. стали возникать различные национальные движения в западных губерниях Российской империи. Каковы были их основные цели? Как правительство относилось к таким движениям?

7. Какие территории к концу XIX в. сохраняли свою автономию внутри Российской империи? В чём она выражалась?

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности исторические события:

1) окончание Кавказской войны; 2) создание финских стрелковых батальонов; 3) начало восстания в Царстве Польском.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте полный титул российского императора, утверждённый в 1882 г., ответьте на вопросы и выполните задания.

Божиею поспешествующею милостию, Мы, Александр Третий, Император и Самодержен Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгород-ский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстлянд-ский. Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский,

Тверский, Югорский, Периский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северныя страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския: Черкасских и Горских Князей и иных наследный Государь и Обладатель: Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая.

1. Какие территории, перечисленные в титуле, имели во второй половине XIX в. автономию в составе Российской империи?

2. Какая из территорий, перечисленных в титуле, вошла в состав Российской империи при Александре III?

3. Найдите в титуле территории, которые не входили в состав Российской империи при Александре III. Как вы думаете, почему они присутствовали в титуле российского императора?

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «автономия». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. С чем связано усиление роли национального вопроса в Европе и в России во второй половине XIX в.? Как это влияло на политику Российской империи?