Параграф 23-24 учебник по истории России XVIII — начало XIX в. Мединский, Торкунов 8 класс

Учебник История России XVIII — начало XIX в. 8 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVIII — начало XIX в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

ГЛАВА III. РОССИЯ В 1760–1790-х гг. ПРАВЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II И ПАВЛА I

Можно ли дать однозначную оценку правления Екатерины II и Павла I? Почему? Какие действия этих правителей, на ваш взгляд, принесли пользу России?

§ 23–24 «Законная монархия» Екатерины II

В чём состояла суть политики просвещённого абсолютизма в России?

Как будущая императрица завоевала расположение окружающих?

Дайте характеристику Екатерины II как главы государства.

В комиссии был лишь один представитель духовенства. Выясните, кто это был. Узнайте, почему Екатерина II сочла, что духовенство не должно участвовать в подготовке новых законов.

1. Какую власть хотела видеть Екатерина II в России? Почему она считала, что всякое другое правление для России «вредно»?

2. Как, на ваш взгляд, этот документ характеризует личность Екатерины II?

Какие факты свидетельствуют о проведении Екатериной II политики просвещённого абсолютизма?

Используя схему, опишите систему местного управления в России при Екатерине II. Сравните её с системой местного управления при Петре І.

Объясните, почему данное по Жалованной грамоте 1785 г. право дворянскому собранию подавать жалобу монарху поставило губернаторов в определённую зависимость от местных дворян.

Объясните смысл надписей на ассигнациях: «Действует к пользе оного» и «Любовь к Отечеству».

Перечислите важнейшие реформы, осуществлённые в годы правления Екатерины II.

Вопросы и задания

1. Для чего была созвана Уложенная комиссия? Почему её работа не была завершена? Какое значение имел созыв комиссии?

2. Какие изменения произошли в местном управлении после проведения губернской реформы? Объясните, почему эта реформа способствовала укреплению власти на местах.

3. Какое значение для осуществления справедливого правосудия имели отделение суда от администрации и частичная выборность судей?

4. Какие из реформ Екатерины II, по вашему мнению, имели наибольшее значение для страны? Свой ответ аргументируйте.

5. Почему время правления Екатерины II называют золотым веком дворянства? Приведите факты в подтверждение такой оценки.

6. Какие изменения в стране, произошедшие при Екатерине II, соответствовали политике просвещённого абсолютизма, а какие — нет? При ответе на вопрос выясните последствия политики просвещённого абсолютизма в других странах.

7. Найдите описание картины, размещённой в начале параграфа. Составьте краткое сообщение об изображённом на картине событии.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) принятие Жало-ванной грамоты городам; 2) секуляризация церковных земель; 3) приостановка работы Уложенной комиссии; 4) выход книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Выясните происхождение и значение термина «ассигнация». Узнайте, где, когда и для чего выпустили первые ассигнации.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Можно ли дать однозначную оценку правления Екатерины II и Павла I? Почему? Какие действия этих правителей, на ваш взгляд, принесли пользу России?