§ 23–24 Апогей Смуты. «Всеконечное разорение»
Почему Смута в России была не просто борьбой за власть, а гражданской войной, отягощённой иностранной интервенцией?
Какое значение имела Троице-Сергиева лавра для духовной жизни русского общества?
Из представителей каких сословий состояла армия Болотникова? Отражены ли они на картине?
1. Какую версию гибели царевича Дмитрия представил Василий Шуйский после того, как стал царём?
2. Почему расправились с Болотниковым?
Кто и почему принимал участие в обороне Троице-Сергиева монастыря?
1. Какие силы вступили на стороне Лжедмитрия ІI?
2. Почему Василий Шуйский обратился за помощью в борьбе против Лжедмитрия II к Швеции? К каким последствиям, по-вашему, это могло привести?
Почему Василий Шуйский без сопротивления отрёкся от престола?
Чем было вызвано свержение Василия Шуйского?
Что побудило русских бояр предложить престол польскому королевичу Владиславу?
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте внутреннюю политику Василия Шуйского.
2. Каковы причины, характер и цели восстания под руководством Ивана Болотникова? Почему восстание потерпело поражение?
3. Можно ли считать восстание под предводительством Болотникова одним из эпизодов гражданской войны? Свой ответ аргументируйте.
4. Сравните восстание под руководством Болотникова с Крестьянской войной 1524-1525 гг. в Германии. В чём вы видите сходство, а в чём различия?
5. Почему Василий Шуйский не смог разбить Лжедмитрия ІІ? Как менялось положение самозванца? Какие события на это влияли?
6. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Кто и когда осаждал Троице-Сергиев монастырь? Представители каких сословий, судя по картине, его защищали? Какие чувства ими двигали? Чем закончилась оборона монастыря?
7. Какую роль в период правления Василия Шуйского сыграл Лжедмитрий ІІ? Почему его называли Тушинским вором? Почему представители знати перебегали в лагерь самозванца? Проверьте себя по тексту пункта 2.
8. Кто и почему принял решение о приглашении польского королевича Владислава на российский престол? Какие условия выдвинули бояре при заключении договора?
9. Существует следующая точка зрения на Смутное время: «Смута явилась проявлением глубокого внутреннего кризиса». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте, подобрав несколько фактов.
10. Сравните гражданскую войну XVII в. в России и Войну Алой и Белой розы в Англии. Есть ли между этими событиями черты сходства? Каковы различия?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Определите хронологический порядок событий: 1) осада Москвы Лжедмитрием 1; 2) заключение договора со Швецией; 3) вторжение войск Речи Посполитой в Россию и начало осады Смоленска; 4) провозглашение Василия Шуйского царём; 5) сёгун Токугава подчинил всю Японию; 6) восстание Ивана Болотникова.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из «повести» И. М. Катырёва-Ростовского, современника Смуты, и ответьте на вопросы.
В четвёртый день после убийства расстриги пришёл на Лобное место боярин князь… со многими иными и собрал весь народ для избрания патриарха. Народ же закричал, что прежде следует избрать царя на царство, а потом будет и патриаршее избрание. От того же боярина … многие друзья и советники были отправлены в на-род, чтобы агитировать за князя …. Эти люди научили народ кричать, чтобы новым царем стал …
Таким образом, он и был избран, а народ разошёлся по домам… Названный царь … пошёл в Кремль, в соборную церковь Пресвятой Богородицы, помолился и пролил слёзы перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Владимирской. Потом пошёл в царские покои и стал там жить. Бояре же и все вельможи вместе с народом стали почитать его, как и прежних царей.
Царь … ростом мал, некрасив, очи имел подслеповатые, хорошо образован, умён, но очень скуп, упрям. Только тех любил, кто ему наговаривал на других. Их он встречал с радостным лицом и с удовольствием слушал. Интересовался колдовством, а о воинах своих не заботился.
1. Назовите имя, пропущенное в тексте. Укажите хронологические рамки правления этого деятеля.
2. Каким образом он оказался на российском престоле? Какие события предшествовали его воцарению? Как назывался документ, который он издал при восшествии на престол?
3. Как автор «повести» относится к этому деятелю? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст
Работаем с ПОНЯТИЕМ
Что такое Семибоярщина? Дайте определение этого понятия и запишите его в тетрадь. Проверьте себя по словарю в конце учебника.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему Смута в России была не просто борьбой за власть, а гражданской войной, отягощённой иностранной интервенцией?