Глава 3 – Страны Азии, Африки и Латинской Америки В XVIII — НАЧАЛЕ ХХІ В .
Каковы формы и последствия вмешательства европейцев в дела государств Азии и Африки в XVIII – начале XIX в.?
§23–24 Вокруг света во времена капитана Кука
Как путешествия способствовали изменению представлений о мире в XVIII — начале XIX в.?
Как и почему в XVIII .в расширился круг людей, совершавших дальние путешествия?
Почему миф о Неведомой Южной земле не могли опровергнуть на протяжении двух веков?
Какие открытия совершил капитан Кук?
О каких характерных для XVIII в. чертах организации путешествий и отношения к неевропейским народам свидетельствует инструкция?
Проследите по карте 5 (см. Приложение) маршрут экспедиции Лаперуза.
Почему Франция придавала большое значение экспедиции Лаперуза?
Чем колонизация Австралии отличается от более ранних колониальных захватов англичан?
Почему Гумбольдт считается одним из величайших географов своего времени, хотя он не открывал новых географических объектов?
Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Как вы думаете, почему король считает нужным лично инструктировать мореплавателя?
2. Какую роль сыграли путешествия в развитии европейской науки и культуры XVIII в.?
3. Почему мореплаватели так упорно искали Южную землю? Чем закончились эти поиски? Подготовьте ответ, используя карту 5 (см. Приложение).
4. Почему наибольшее число исследовательских экспедиций в XVIII — начале XIX в. отправляли именно Англия и Франция?
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из отчёта Джеймса Кука о его втором плавании, выполните задания и ответьте на вопросы.
Я обошел оксан южного полушария на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания.
Я нс стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убежден, что такая земля там есть, и возможно, что мы видели часть ее. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих лыюв, все это доказывает, что земля на юге должна быть.
Три года и 18 дней плавал я вдали от Англии, и за это время, несмотря на частую перемену климата, потерял только четырех человек, и из них только один умер от болезни. Поэтому я нс могу нс упомянуть …о мерах, которые способствовали тому, что по воле Провидения я добился столь необычного успеха в сохранении здоровья моих людей.
Квашеная капуста, которую мы имели в избытке, не только превосходный вид растительной пищи, но и прекрасное противоцинготное средство. …Лимонный и апельсиновый соки с успехом применялись нашим лекарем для излечения цинги.
Команда несла вахту в три смены (от этого правила отступления допускались лишь в исключительных случаях).
Особенное внимание я обращал на сушку и проветривание гамаков, постелей и одежды, требуя, чтобы постельные принадлежности, бельё и верхнее платье всегда содержались чистыми и сухими. Эти же требования предъявлялись и ко всем межпалубным помещениям. Опасности и трудности плавания в холодных водах в известной мерс возмещались единственной радостью — свежей водой, которую мы получали в огромном количестве, перетапливая лед.
1. Определите основные темы фрагментов отчёта Кука и дайте им краткие заглавия.
2. Что можно сказать о кругозоре, интересах и чертах характера Кука на основании приведённых отрывков? Свой ответ обоснуйте.
3, О каких заслугах и достижениях Кука, помимо географических исследований, свидетельствуют приведённые отрывки?
4. Для каких сфер жизни могли быть полезны наблюдения мореплавателя?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Объясните происхождение и смысл понятия «исследовательская экспедиция».
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Как путешествия способствовали изменению представлений о мире в XVIII — начале XIX в.?