Параграф 21-22 учебник по истории России XVIII — начало XIX в. Мединский, Торкунов 8 класс

Учебник История России XVIII — начало XIX в. 8 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVIII — начало XIX в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§21–22. По заветам Петра Великого

Какова разница между прямыми и косвенными налогами? Почему правительство Елизаветы Петровны предпочитало повышать именно косвенные налоги?

Опишите наряды императрицы и её придворных. Объясните характеристику, данную императрице поэтом А. К. Толстым: «Весёлая царица / Была Елисавет…»

Выясните причины опалы, в которой оказался А. Бестужев-Рюмин в конце правления Елизаветы Петровны.

1. Почему автор документа утверждает, что обещание Елизаветы Петровны не казнить никого было «безрассудным обетом» (т. е. неразумным)?

2. На основе документа охарактеризуйте императрицу Елизавету Петровну как правительницу.

1. На основе источника составьте список государственных дел, в решении которых участвовал Шувалов.

2. Почему Шувалов так настойчиво рассказывает о своём бескорыстии?

В чём, по вашему мнению, заключалось главное отличие царствования Елизаветы Петровны от царствования Анны Иоанновны? Подтвердите свой ответ историческими фактами.

Охарактеризуйте достижения в экономике России периода царствования Елизаветы Петровны.

Найдите современные фотографии этого места. Опишите изменения, произошедшие с 1800 г.

Перечислите реформы, предпринятые в годы царствования Елизаветы Петровны.

Какие изменения в положении сословий произошли в период царствования Елизаветы Петровны?

Объясните, что имел в виду французский посол в России, говоря об обстановке при дворе Петра III: «Король здесь истинный император».

Как вы считаете, можно ли считать характеристику автора источника объективной? Своё мнение обоснуйте.

Перечислите наиболее важные события, произошедшие в период царствования Петра III.

1. Используя атлас, с опорой на карту опишите ход военных действий. 

2. Покажите территорию, отошедшую к России в результате войны.

Выясните, кто был автором этого донесения и почему победа была неожиданной для самого командующего.

Выясните, почему обе стороны объявили о своей победе в сражении при Цорндорфе.

1. Перечислите важнейшие события внешней политики России в период царствования Елизаветы Петровны.

2. Покажите на карте 2 (см. Приложение) места крупнейших сражений, крепости и города, занятые русскими войсками в ходе Семилетней войны.

3. Какие из подписанных на карте 2 городов в настоящее время входят в состав Российской Федерации? Каковы их современные названия?

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику внутренней политики Елизаветы Петровны.

2. В чём проявился возврат к политике Петра І в годы правления Елизаветы Петровны?

3. Расскажите о главных помощниках Елизаветы Петровны. Каковы их заслуги перед страной?

4. Дайте характеристику внешней политики Елизаветы Петровны. Какие внешнеполитические задачи удалось решить, а какие — нет?

5. Составьте план ответа на тему «Участие России в Семилетней войне».

6. Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение об одном из русских военачальников, участвовавших в Семилетней войне.

7. Почему был свергнут император Пётр III?

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события, произошедшие в правление Елизаветы Петровны: 1) сражение при Цорндорфе; 2) подписание Абоского мира; 3) отмена внутренних таможенных пошлин; 4) окончание войны за Австрийское наследство.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из указа Елизаветы Петровны 1760 г. и ответьте на вопросы.

Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян также и женский пол, кото-рые, вместо должных по своим званиям услуг, воровством, пьянством и прочими непристойными продерзостными поступками многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают, однако ж годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к… поселению… в Сибирь… А помещикам… давать для зачёта в будущие наборы в рекруты надлежащие квитанции… а кои из тех женаты, то отдавать тех людей с жёнами, а буде у коих из тех малолетние дети будут, кои сами поме-шики при отцах и матерях на то поселение отдать пожелают, за таковых платить тем помещикам из казны…

1. За какие провинности помещики получали право ссылать крестьян?

2. С какой целью был издан этот указ?

3. Почему вводились ограничения по состоянию здоровья и по возрасту для ссыльных?

4. Можно ли считать, что данный указ был принят не только в интересах помещиков, но и в интересах государства? Ответ аргументируйте.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Объясните смысл понятия «вексель». Существуют ли векселя в наше время? Для чего они нужны?

Сформулируйте ответы на главные вопросы параграфа и обоснуйте их двумя-тремя аргументами. Какова разница между прямыми и косвенными налогами? Почему правительство Елизаветы Петровны предпочитало повышать именно косвенные налоги?