Параграф 21-22 учебник по истории нового времени XVIII — начало XIX в. Мединский, Чубарьян 8 класс

Учебник Всеобщая история XVIII — начало XIX в. 8 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Чубарьян А. О.

Тип: Всеобщая история. История нового времени XVIII — начало XIX в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§21–22 Империя Наполеона Бонапарта: от триумфа до краха

Почему попытка Наполеона подчинить себе Европу не увенчалась успехом?

Каким образом Наполеон старался закрепить за собой власть?

В чём, на взгляд Наполеона, заключалось различие между ним и легитимными (законными) правителями? К каким политическим последствиям это могло привести?

Как вы думаете, чем занимался Наполеон в своём кабинете? 

Каким в целом хочет нам показать его художник?

Какие мероприятия во внутренней политике осуществил Наполеон?

По каким причинам войны продолжались?

С какой целью была введена континентальная блокада?

Каковы были условия Тильзитского мира?

В чём заключались франко-российские противоречия?

Каковы причины неудачи похода Наполеона в Россию?

Оцените итоги Венского конгресса.

Вопросы и задания

1. Чем отличался характер власти Наполеона от характера правления в других европейских монархиях?

2. Каковы причины Наполеоновских войн?

3. Как вам кажется, была ли война 1812 г. неизбежной? Свой ответ обоснуйте.

4. Одно из важнейших сражений называлось «битва трёх императоров», другое — «битва народов». Что это за сражения? Подумайте, отражают ли эти названия изменения в характере войн, и если да, в чём заключались эти изменения.

5. Опираясь на карту 3 (см. Приложение) и текст учебника, составьте таблицу «Наполеоновские войны» (1) название коалиции; 2) годы; 3) причины войны; 4) основные сражения; 5) итоги).

6. Используя дополнительные источники информации, подготовьте презентацию о Ж.-Л. Давиде «Первый художник императора». В ней рассмотрите основные картины, посвящённые Наполеону. Проследите, как менялся его образ, какие представления об императоре стремился донести до нас художник.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологическом порядке события: 1) битва при Бородино; 2) издание Гражданского кодекса; 3) битва при Аустерлице; 4) Венский конгресс.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из ложного «Завещания Петра Великого». Выполните задание и ответьте на вопрос.

Пока её [России] линейные войска будут продвигаться к Рейну, она, вслед за тем, вышлет свои несметные азиатские орды. И лишь только последние углубятся в Германию, как из Азовского моря и Архангельского порта выйдут с такими же ордами два значительные флота, под прикрытием вооруженных флотов, черноморского и балтийского. Они внезапно появятся в Средиземном море и Океане для высадки этих кочевых, свирепых и жадных до добычи народов, которые наводнят Италию, Испанию и Францию; одну часть их жителей истребят, другую уведут в неволю для заселения сибирских пустынь и отнимут у остальных всякую возможность к свержению ига. Эти диверсии дадут полный простор регулярной армии действовать со всею силою, с полнейшей уверенностью в победе и в покорении остальной Европы.

1. Какие фразы или выражения показывают, что в действительности текст писал не Пётр I, а иностранец?

2. Опираясь на знания о внешней политике России из курса отечественной истории, оцените правдоподобность этих планов.

Из книги немецкого историка Габриэлы Кампгаузен

Отсылка к мнимому завоевательному проекту Петра I постоянно служила обоснованием собственных политических претензий, легитимации собственной внешней политики, а также маскировке собственных экспансионистских целей.

Из книги американского историка А. Резиса

Чем же объясняется подобная удивительная устойчивость этого явно фальшивого документа? Наиболее очевидный ответ заключается в том, что он оказался в высшей степени полезным для лидеров и групп чуть ли не во всех политических кругах вне России… неудивительно, что историческая наука до сих пор не одержала полной победы в затяжной борьбе с этим мошенническим и опасным документом.

Чем, на взгляд историков, объясняется живучесть сфабрикованного «Завещания Петра Великого»? Каким целям служит его использование?

Работаем с ПОНЯТИЯИМИ

Раскройте понятие «континентальная блокада». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие применительно к истории Франции, и один применительно к истории России.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему попытка Наполеона подчинить себе Европу не увенчалась успехом?