Параграф 20 учебник по истории России XVI – XVII вв. Мединский, Торкунов 7 класс

Учебник История России XVI—XVII вв. 7 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVI—XVII вв.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

Глава 2. Смута в России

Что позволило сохранить независимость Российского государства в период Смутного времени?

§ 20 В преддверии грозных испытаний: кризис власти и общества на рубеже XVI–XVII вв.

Почему избрание на царство Бориса Годунова и проводившаяся им политика не стали началом объединения государства и общества, а привели страну к Смуте

Какое значение имела фигура царя в представлении русских людей начала XVII в.?

1. Почему в 1598 г. царём был избран Борис Годунов?

2. Верно ли, что избрание Бориса на царство поддержали все слои общества?

Какое было предназначение у предметов, изображённых на иллюстрациях?

1. Какой путь к царскому трону преодолел Борис Годунов? Какие личные качества помогли ему подняться на вершину власти?

2. Дайте оценку внутренней политики Годунова.

Почему во время голода 1601—1603 гг. люди отовсюду стекались в Москву?

1. О ком идёт речь в отрывке? На основе каких слов в тексте вы это определили?

2. Как историк оценивает деятельность этого правителя? Согласны ли вы с его оценкой? Ответ поясните.

1. Какие меры предпринимались властями для борьбы с голодом? Были ли они эффективны?

2. Почему в 1603 г. начались народные волнения?

Почему начало XVII в. называют Смутным временем (Смутой)?

Назовите причины Смуты. Как они связаны с правлением Ивана IV и Речью Посполитой

Вопросы и задания

1. Как пытался укрепиться на престоле Борис Годунов? Какие меры, предпринятые им, способствовали выходу из кризиса, а какие — создавали условия для социального взрыва?

2. Существует мнение, что одной из причин Смуты была опричнина. Согласны ли вы с такой позицией? Свою точку зрения обоснуйте.

3. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Опишите картину. Кто на ней изображён? По каким деталям вы это определили?

4. Какие успехи были достигнуты Россией за время правления Бориса Годунова? Почему его политикой были недовольны различные группы населения в стране?

5.* Существует следующая оценка личности, политики и правительственного курса Бориса Годунова: «Борис Годунов – талантливый государственный деятель, царь, задумавший преобразования, призванные обеспечить развитие страны». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение аргументируйте фактами.

6. Некоторые историки считают, что, несмотря на различия, в политике Ивана Грозного и Бориса Годунова было много общего. Приведите несколько фактов, подтверждающих мнение историков.

7. Приведите несколько примеров европейского влияния на Россию в царствование Бориса Годунова.

8.* Составьте в тетради простой план ответа по теме «Политика Бориса Годунова: достижения и ошибки».

Работаем с ПОНЯТИЕМ

Прочитайте отрывок из работы историка С. Платонова и ответьте на вопрос.

Началась она явлением случайным – прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилась восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипети-ях представляет массу случайного и труднообъяснимого. [Поэтому] и являлось у нас так много различных мнений и теорий о её происхождении и причинах.

О каком явлении идёт речь в тексте отрывка? Дайте определение этого явления и запишите его в тетрадь.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему избрание на царство Бориса Годунова и проводившаяся им политика не стали началом объединения государства и общества, а привели страну к Смуте?