Параграф 20 учебник по истории России 1825—1914 гг. Мединский, Торкунов 9 класс

Учебник История России 1825—1914 гг. 9 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России 1825—1914 гг.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 20. Внешняя политика Александра III

Каковы были основные направления и результаты внешней политики Александра III?

1. Как вы понимаете смысл понятия «стратегический противник»?

2. Какая страна в начале правления Александра III считалась основным стратегическим противником России? Почему? (При ответе на данный вопрос используйте атлас.)

Какое направление внешней политики при Александре III становится важным? Почему?

С интересами каких стран могла столкнуться Россия в этом регионе?

Интересы каких стран сталкивались на Балканах? 

Были ли противоречия между этими странами, порождённые столкновением интересов, неразрешимыми?

В чём состояли причины русско-французского сближения?

1. Перечислите причины продвижения России в Среднюю Азию.

2. Какое значение имело присоединение Средней Азии к России?

3. Вспомните, какие территории Средней Азии вошли в состав России в XVIII в. Используя атлас, покажите их на карте. Какие территории вошли в состав России при Александре III?

1. Какие основные территории Дальнего Востока заселялись в период правления

Александра III?

2. Какие страны были наиболее важными торговыми партнёрами России на Дальнем Востоке?

Вопросы и задания

1. Вам поручено подготовить доклад на тему «Основные направления внешней политики России при Александре III». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете его готовить.

2. Докажите, что русско-британское соперничество носило глобальный характер.

Можно ли было разрешить противоречия между странами?

3. Используя материалы учебника и знания из курса истории России, проследите, как на протяжении XIX в. складывались взаимоотношения России и Германии (до 1871 г. — Пруссии). Можно ли утверждать, что между странами существовали неразрешимые противоречия?

4. Какой регион был предметом соперничества России и Австро-Венгрии?

 Почему для России было так важно не потерять своего влияния в этом регионе?

5. Как изменились русско-французские взаимоотношения в середине — конце XIX в.?

Перечислите не менее трёх факторов, влиявших на изменение отношений между Россией и Францией. Почему союз России и Франции удивлял современников?

6. С помощью конкретных примеров докажите, что после вхождения в состав России Средней Азии российские власти проводили в этом регионе гибкую политику.

7. Почему при Александре III правительство приняло решение об ускоренном заселении территории Дальнего Востока? Вспомните, какие меры предпринимались правительством для улучшения сообщения с этой частью страны.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности исторические события: 1) заключение русско-французского союза; 2) образование Германской империи; 3) взятие русскими войсками Геок-Тепе и Асхабада; 4) подписание русско-британского соглашения о разграничении сфер интересов в районе Памира.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из проекта русско-французской военной конвенции 1892 г., ответьте на вопросы и выполните задания.

Одушевлённые одинаковым стремлением к сохранению мира, Франция и Рос-сия, имея единственной целью подготовиться к требованиям оборонительной войны, вызванной нападением войск Тройственного союза против одной из них, договорились о следующих положениях:

1. Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать для нападения на Германию.

Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной

Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать для нападения на Германию.

2. В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из входящих в него держав Франция и Россия немедленно, по получении известия об этом, не ожидая никакого предварительного соглашения, мобилизуют немедленно и одновременно все свои силы и двинут их как можно ближе к своим границам…

5. Ни Франция, ни Россия не заключат сепаратного мира.

6. Настоящая конвенция будет иметь силу в течение того же срока, что и Тройственный союз.

7. Все перечисленные выше пункты будут сохраняться в строжайшем секрете.

1. Как стороны объясняют необходимость заключения конвенции?

2. Против какого союза стороны заключают данную конвенцию? Какие страны входили в данный союз? Используя атлас, покажите их на карте. Когда был образован этот союз?

3. Объясните смысл понятия «сепаратный мир».

4. На какой срок предполагалось заключить конвенцию? 

5. Как вы думаете, почему положения конвенции предполагалось содержать в тайне?

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «Тройственный союз». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Каковы были основные направления и результаты внешней политики Александра III?