Поддержку каким сословиям русского общества пытался оказать Николай I?
Узнайте, какова была судьба этой фабрики в XX — начале XXI в.
В чём были основные отличия привилегированных сословий от остальных?
Какие меры предпринимал Николай І для укрепления дворянства?
Почему Николаю І не удалось решить крестьянский вопрос?
Опишите орудия труда крестьянина. Почему они, на ваш взгляд, почти не менялись на протяжении многих веков?
Опишите рекламный плакат.
Составьте диалог между отходником и его нанимателем.
Сравните изображённый на картине паровоз с паровозами более позднего времени.
1. Когда начался промышленный переворот в Англии?
2. Назовите наиболее крупные сдвиги, произошедшие в экономике России в 1830—1850-х гг.
3. Используя атлас, покажите территории, где преобладала барщина, а где — оброк. В каких регионах выращивали хлеб на продажу? Почему эти регионы частично совпадали с регионами с преобладанием барщины? Покажите важнейшие промышленные районы. Назовите центры внутренней торговли. Покажите первые российские железные дороги.
Чем была вызвана необходимость проведения финансовой реформы?
Вопросы и задания
1. Почему власти вынуждены были предпринимать меры для укрепления положения дворянства? Почему эти меры оказались малоэффективными?
2. Сравните политику Александра І и Николая І в крестьянском вопросе. Составьте
таблицу, раскрывающую сходство и различия.
3. Как изменилось положение государственных крестьян в результате реформы Киселёва? Почему подавляющая часть помещиков отнеслась к этой реформе враждебно?
4. Выясните, почему инвентари были введены лишь в западных губерниях России.
5. Какие факторы, на ваш взгляд, способствовали развитию российской экономики, а какие его тормозили?
6. Назовите меры, предпринятые Канкриным для улучшения экономического и финансового положения России. Удалось ли ему решить поставленные задачи?
7. Проведите сравнение экономической политики Канкрина и экономической политики времён правления Екатерины II по самостоятельно выбранным критериям.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) Указ об организации работы сберегательных касс в России; 2) завершение реформы Киселёва;
3) начало реформы Канкрина; 4) открытие дороги Петербург — Москва; 5) открытие дороги Петербург – Царское Село.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из выступления Николая І в Государственном совете в 1842 г.
и ответьте на вопросы.
Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом ещё более гибельным… Но нельзя скрывать от себя, что… нынешнее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше всего к двум причинам: во-первых, к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспитание, а через то, развивая в них новый круг понятий, делают их положение ещё более тягост-ным; во-вторых, к тому, что некоторые помещики – хотя благодаря Богу самое меньшее их число, – забывая благородный долг, употребляют свою власть во зло…
Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоя-НИЮ…
• Какие причины обострения крестьянского вопроса называл царь? Считаете ли вы названные им причины главными? Ответ аргументируйте.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «инвентари». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Поддержку каким сословиям русского общества пытался оказать Николай I?