Параграф 2 учебник по истории России 1825—1914 гг. Мединский, Торкунов 9 класс

Учебник История России 1825—1914 гг. 9 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России 1825—1914 гг.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

Поддержку каким сословиям русского общества пытался оказать Николай I?

Узнайте, какова была судьба этой фабрики в XX — начале XXI в.

В чём были основные отличия привилегированных сословий от остальных?

Какие меры предпринимал Николай І для укрепления дворянства?

Почему Николаю І не удалось решить крестьянский вопрос?

Опишите орудия труда крестьянина. Почему они, на ваш взгляд, почти не менялись на протяжении многих веков?

Опишите рекламный плакат.

Составьте диалог между отходником и его нанимателем.

Сравните изображённый на картине паровоз с паровозами более позднего времени.

1. Когда начался промышленный переворот в Англии?

2. Назовите наиболее крупные сдвиги, произошедшие в экономике России в 1830—1850-х гг.

3. Используя атлас, покажите территории, где преобладала барщина, а где — оброк. В каких регионах выращивали хлеб на продажу? Почему эти регионы частично совпадали с регионами с преобладанием барщины? Покажите важнейшие промышленные районы. Назовите центры внутренней торговли. Покажите первые российские железные дороги.

Чем была вызвана необходимость проведения финансовой реформы?

Вопросы и задания

1. Почему власти вынуждены были предпринимать меры для укрепления положения дворянства? Почему эти меры оказались малоэффективными?

2. Сравните политику Александра І и Николая І в крестьянском вопросе. Составьте

таблицу, раскрывающую сходство и различия.

3. Как изменилось положение государственных крестьян в результате реформы Киселёва? Почему подавляющая часть помещиков отнеслась к этой реформе враждебно?

4. Выясните, почему инвентари были введены лишь в западных губерниях России.

5. Какие факторы, на ваш взгляд, способствовали развитию российской экономики, а какие его тормозили?

6. Назовите меры, предпринятые Канкриным для улучшения экономического и финансового положения России. Удалось ли ему решить поставленные задачи?

7. Проведите сравнение экономической политики Канкрина и экономической политики времён правления Екатерины II по самостоятельно выбранным критериям.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) Указ об организации работы сберегательных касс в России; 2) завершение реформы Киселёва;

3) начало реформы Канкрина; 4) открытие дороги Петербург — Москва; 5) открытие дороги Петербург – Царское Село.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из выступления Николая І в Государственном совете в 1842 г.

и ответьте на вопросы.

Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом ещё более гибельным… Но нельзя скрывать от себя, что… нынешнее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше всего к двум причинам: во-первых, к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспитание, а через то, развивая в них новый круг понятий, делают их положение ещё более тягост-ным; во-вторых, к тому, что некоторые помещики – хотя благодаря Богу самое меньшее их число, – забывая благородный долг, употребляют свою власть во зло…

Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоя-НИЮ…

• Какие причины обострения крестьянского вопроса называл царь? Считаете ли вы названные им причины главными? Ответ аргументируйте.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «инвентари». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Поддержку каким сословиям русского общества пытался оказать Николай I?