Почему именно в конце XV–XVI в. европейцы захотели и смогли пересекать океаны?
1. Почему европейцам понадобилось пересекать океаны?
2. Какие достижения науки и техники сделали возможными океанские плавания?
1. Как и почему в ходе плаваний вдоль западного побережья Африки у европейцев изменились их цели?
2. Как вы думаете, почему венецианцы были расстроены новостью об открытии Васко да Гамой морского пути в Индию?
Как вы думаете, что имел в виду Колумб, предлагая решить проблему с яйцом?
Почему новую часть света назвали в честь Америго Веспуччи, а не в честь Колумба?
Как связаны между собой открытия Колумба, В. Нуньеса де Бальбоа и Магеллана?
Какая из карт относится к XVI в., а какая — к середине XVI в.? Как вы это определили?
1. Перечислите открытия новых земель в порядке, который, на ваш взгляд, соответствует их значимости.
2. Вспомните из курса «Окружающий мир», кто такой Ермак. Можно ли назвать его первооткрывателем? Своё мнение поясните.
Вопросы и задания
1. В чём причины Великих географических открытий?
2. Как вы думаете, почему считается, что Америку открыл Колумб, хотя известно, что норманны побывали там задолго до него?
3. Какие страны сыграли в открытиях главную роль и почему?
4. Объясните происхождение названий: Америка, Новый Свет, Тихий океан, Филиппины.
5. Как вы думаете, какое из Великих географических открытий было наиболее важным? Свою точку зрения обоснуйте.
6. Почему англичане совершали свои открытия гораздо севернее, чем испанцы и португальцы? Какие выгоды они могли найти в землях, где не было ни золота, ни высоко ценимых пряностей?
7. Проследите по карте, расположенной на переднем форзаце, основные направления поиска морских путей в страны Востока: вокруг Африки, западного, юго-западного, северо-западного, северо-восточного. Определите, какие страны играли наиболее важную роль в поисках каждого из них.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности открытия европейскими мореплавателями: 1) Австралии; 2) залива и реки Святого Лаврентия; 3) южной оконечности Африки; 4) островов у побережья Америки; 5) Индии.
Работаем с ИСТОЧНИКОМм
Прочитайте отрывок из инструкции короля и королевы Колумбу от 14 марта 1502 г.
Вы должны следовать в вашем плавании прямым путём, если только вам не помешают противные ветры, с тем чтобы открыть острова и материк, что лежат в Ин- диях, в той части, которая входит в наши владения…
И вы должны для нас и от нашего имени принять во владение эти острова и материк, которые вы откроете, и сообщить нам, как велики указанные острова, и составить памятную записку о них и о людях, их населяющих…
На островах и материке, которые будут вами открыты, вы должны узнать всё о золоте, серебре, жемчуге, драгоценных камнях и пряностях и других ценностях, которые там имеются, и установить, в каком количестве они есть и каково их происхождение…
Всё, что будет добыто и приобретено на этих островах и материке — будь то золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни и пряности или иные ценности, — надлежит сдавать… в вашем присутствии и в присутствии нашего нотариуса и должностного лица, которого мы посылаем.
1. Что имели в виду король и королева, когда упоминали «ту часть, которая входит в наши владения»?
2. На основании приведённых пунктов инструкции сделайте выводы о целях, которые преследовали Фернандо и Изабелла, снаряжая экспедиции Колумба. Что их интересовало в первую очередь? Свой ответ обоснуйте.
3. Какие меры по защите интересов Короны предусмотрены в приведённых пунктах инструкции? Зачем они понадобились?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему именно в конце XV–XVI в. европейцы захотели и смогли пересекать океаны?