Параграф 19 учебник по истории России XVI – XVII вв. Мединский, Торкунов 7 класс

Учебник История России XVI—XVII вв. 7 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVI—XVII вв.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 19 Духовная жизнь общества в XVI в.

Как события XVI в. отразились на развитии духовной жизни общества?

Вспомните, когда и при каких обстоятельствах Иван IV посетил типографию Ивана Фёдорова.

Подготовьте небольшое сообщение-презентацию на тему «Предметы одежды священнослужителей»

Под влиянием каких течений в Западной Европе могли развиваться взгляды Косого?

Какую историческую ценность представляет собой Лицевой летописный свод?

1. Расскажите о переписке Андрея Курбского с Иваном Грозным. В чём расходились эти два публициста?

2. Почему историк В. Ключевский называл Ивана IV с одним из лучших московских ораторов и писателей XVI в.»?

Определите автора послания. Кому оно было обращено? В чём автор обвинял своего адресата? Насколько эти обвинения обоснованны?

Кто такой Иван Пересветов? Какого правителя он считал идеальным? На кого, по мнению Пересветова, должен в первую очередь опираться монарх?

Чем печатная книга отличается от рукописной? Почему начало книгопечатания считается важным историческим событием?

Кто являлся составителем «Домостроя»? Считаете ли вы наставления «Домостроя» приемлемыми для жизни современного общества? Свой ответ аргументируйте.

1. Назовите известные вам литературные произведения XVI в. Какие темы волновали их авторов?

2. Когда и где появилось в России книгопечатание? Кто и как пытался наладить печатание книг?

1. Какие новые технические знания были получены в XVI в.?

2. Как развивалось литейное дело в России XVI в.?

Какие русские и иностранные артиллерийские орудия большого калибра, изготовленные в XVI в., вы знаете? Обратитесь к дополнительным источникам информации.

Вопросы и задания

1.* Составьте в тетради простой план ответа по теме «Духовная жизнь общества в XVI в.».

2. Какие жанры были характерны для литературы XVI в.? Какие изменения в ней происходят? Какими факторами это обусловлено?

3. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Опишите картину. Почему Иван Грозный уделял большое внимание развитию книгопечатания в России?

4. Почему в XVI в. произошёл расцвет публицистики в России? Каких публицистов этого периода вы знаете? Какие вопросы нашли отражение в их произведениях?

5.* Сравните представления о мире человека раннего Нового времени в Европе и России в XVI в. Выделите черты сходства и различия.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Определите хронологический порядок событий: 1) отлита Царь-пушка; 2) учреждение инквизиционного трибунала в Риме; 3) издание первой датированной российской печатной книги «Апостол»; 4) публикация первого Индекса запрещённых книг.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

Следует мужьям поучать жён своих с любовью и примерным наставлением, жёны мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всём покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению, и прежде всего иметь страх Божий и пребывать в телесной чистоте…

А всякий бы день у мужа жена спрашивалась и советовалась обо всём хозяйстве и напоминала, что следует; а в гости ходить и к себе звать, и пересылаться, с кем разрешит муж, а коли гостья зайдёт или сам где будет, сесть за столом, лучшее платье надеть и беречься всегда хмельного питья…

1. Определите название документа, из которого приведён отрывок. На основе каких признаков вы это заключили?

2. Как был устроен мир человека XVI в.? Сформулируйте несколько положений.

3. С какими установками приведённого отрывка вы согласны, а с какими — нет? Почему?

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Как события XVI в. отразились на развитии духовной жизни общества?