§ 19. Перемены в экономике и социальном строе
Каковы причины успехов в экономическом развитии конца XIX в.? Как изменилось положение основных сословий российского общества?
Какие цели стояли перед Россией в сфере экономики? Были ли они достигнуты в результате реформ Бунге и Вышнеградского? Свой ответ подкрепите конкретными примерами.
1. Что способствовало росту населения России?
2. Используя атлас, покажите на карте крупнейшие по количеству жителей города Российской империи.
1. Почему было важно создать в России единую транспортную железнодорожную сеть? Какими методами правительство решало эту задачу?
2. При помощи карты 1 (см. Приложение) нанесите железные дороги, построенные в этот период в России, на контурную карту. Какое экономическое значение имело их строительство?
Используя атлас, покажите на карте новые промышленные районы Российской империи, возникшие в 1880—1890-е гг. Какова была их специализация?
1. Как изменилось промышленное производство за десятилетие?
2. Какие отрасли промышленности развивались особенно быстро? В чём была важность их развития?
1. Какие меры предпринимало правительство для помощи голодающим крестьянам?
2. Как организовывалась благотворительная деятельность во время голода?
Что сдерживало рост развития сельского хозяйства в 1880— 1890-е гг.? Как можно было устранить данные ограничения?
Опишите условия жизни людей, изображённых на картине.
Какие изменения произошли в социальной структуре Российской империи в 1880-1890-е гг.? Чем они были вызваны?
Вопросы и задания
1. Назовите новые социальные группы, появившиеся в русском обществе во второй половине XIX в. С какими факторами было связано их появление?
2. Выскажите мнение: между какими социальными группами в 1880- 1890-х гг. существовали наиболее сильные противоречия? Какие это были противоречия? Как их можно было разрешить?
3. Проследите процесс изменения положения российского дворянства в 1870— 1890-х гг.
4. Какие основные социально-экономические проблемы существовали в России в 1870—1890-х гг.? Как правительство разрешало эти проблемы? С вашей точки зрения, эти решения были эффективными?
5. Проанализировав данные статистической таблицы, постройте в тетради гистограмму соотношения доходов и расходов государственного бюджета России в представленные годы. Предположите, благодаря каким мерам правительству удалось стабилизировать финансовую ситуацию.
6. Что такое урбанизация? Какие факторы способствовали ей в 1880—1890-е гг.? Выясните, был ли в 1880 — 1890-е гг. этот процесс характерен только для России.
7. Какие новые виды топлива появились в 1880—1890-е гг.? В каких районах России они добывались? Докажите, что отрасли хозяйства, связанные с этими видами топлива, были перспективными.
8. Подготовьте презентацию-путешествие: «Транссиб – дорога, соединившая Россию». Главное внимание уделите периоду строительства дороги и первым годам её эксплуатации. Обсудите в классе презентацию и план работы над ней. Совместно дайте оценку результатов работы по заранее разработанным критериям.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «интеллигенция». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Каковы причины успехов в экономическом развитии конца XIX в.? Как изменилось положение основных сословий российского общества?