Параграф 19 учебник по истории России 1825—1914 гг. Мединский, Торкунов 9 класс

Учебник История России 1825—1914 гг. 9 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России 1825—1914 гг.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 19. Перемены в экономике и социальном строе

Каковы причины успехов в экономическом развитии конца XIX в.? Как изменилось положение основных сословий российского общества?

Какие цели стояли перед Россией в сфере экономики? Были ли они достигнуты в результате реформ Бунге и Вышнеградского? Свой ответ подкрепите конкретными примерами.

1. Что способствовало росту населения России?

2. Используя атлас, покажите на карте крупнейшие по количеству жителей города Российской империи.

1. Почему было важно создать в России единую транспортную железнодорожную сеть? Какими методами правительство решало эту задачу?

2. При помощи карты 1 (см. Приложение) нанесите железные дороги, построенные в этот период в России, на контурную карту. Какое экономическое значение имело их строительство?

Используя атлас, покажите на карте новые промышленные районы Российской империи, возникшие в 1880—1890-е гг. Какова была их специализация?

1. Как изменилось промышленное производство за десятилетие?

2. Какие отрасли промышленности развивались особенно быстро? В чём была важность их развития?

1. Какие меры предпринимало правительство для помощи голодающим крестьянам?

2. Как организовывалась благотворительная деятельность во время голода?

Что сдерживало рост развития сельского хозяйства в 1880— 1890-е гг.? Как можно было устранить данные ограничения?

Опишите условия жизни людей, изображённых на картине.

Какие изменения произошли в социальной структуре Российской империи в 1880-1890-е гг.? Чем они были вызваны?

Вопросы и задания

1. Назовите новые социальные группы, появившиеся в русском обществе во второй половине XIX в. С какими факторами было связано их появление?

2. Выскажите мнение: между какими социальными группами в 1880- 1890-х гг. существовали наиболее сильные противоречия? Какие это были противоречия? Как их можно было разрешить?

3. Проследите процесс изменения положения российского дворянства в 1870— 1890-х гг.

4. Какие основные социально-экономические проблемы существовали в России в 1870—1890-х гг.? Как правительство разрешало эти проблемы? С вашей точки зрения, эти решения были эффективными?

5. Проанализировав данные статистической таблицы, постройте в тетради гистограмму соотношения доходов и расходов государственного бюджета России в представленные годы. Предположите, благодаря каким мерам правительству удалось стабилизировать финансовую ситуацию.

6. Что такое урбанизация? Какие факторы способствовали ей в 1880—1890-е гг.? Выясните, был ли в 1880 — 1890-е гг. этот процесс характерен только для России.

7. Какие новые виды топлива появились в 1880—1890-е гг.? В каких районах России они добывались? Докажите, что отрасли хозяйства, связанные с этими видами топлива, были перспективными.

8. Подготовьте презентацию-путешествие: «Транссиб – дорога, соединившая Россию». Главное внимание уделите периоду строительства дороги и первым годам её эксплуатации. Обсудите в классе презентацию и план работы над ней. Совместно дайте оценку результатов работы по заранее разработанным критериям.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «интеллигенция». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Каковы причины успехов в экономическом развитии конца XIX в.? Как изменилось положение основных сословий российского общества?