§ 19–20 Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762)
Как повлияла эпоха дворцовых переворотов на систему центрального управления страной?
Можно ли считать, что второй брак царя Алексея Михайловича оказал существенное влияние на историю России? Своё мнение аргументируйте.
Какая из причин дворцовых переворотов представляется вам самой важной? Своё мнение аргументируйте.
Предположите, какие чувства испытывает главный герой картины. Узнайте, как сложилась судьба оставшихся в живых детей Меншикова.
Какие чувства испытывает главный герой картины «Меншиков в Берёзове»?
- Составьте список ограничений, которые накладывал этот документ на монарха.2. Историк XVIII в. М. Щербатов писал об этом документе: «Вместо одного толпу государей сочиняли». Объясните смысл подобной оценки. Согласны ли вы с ней? Своё мнение аргументируйте.
- Как Анна Иоанновна стала императрицей?2. В чём состояли особенности её правления?
Используя материалы Интернета, найдите репродукции картин русского художника Д. Кардовского, посвящённых истории России XVIII в. Назовите наиболее важные, по вашему мнению, исторические события, изображённые на них.
Каковы были особенности системы управления страной при преемниках Петра I?
Фактическое управление осуществляли фавориты и придворные группы
Каковы, по вашему мнению, могли быть последствия такого медленного продвижения армии?
Используя атлас, найдите на карте крепости, взятые русскими войсками в ходе войны.
2. Привлекая дополнительные источники информации, составьте короткую справку о действиях русской флотилии в ходе войны.
Назовите главные направления внешней политики России при Анне Иоанновне. Используя атлас, покажите на карте регионы, о которых говорится в тексте.
Вопросы и задания
1. После смерти Петра І в России наступил период дворцовых переворотов. Можно ли считать это следствием преобразований Петра І? Ответ обоснуйте.
2. Кто из правителей, упомянутых в параграфе, получил власть законным путём, а кто cหภoหั?
3. Подписание кондиций Анной Иоанновной иногда называют «шагом России к конституционной монархии». Согласны ли вы с этой точкой зрения?
4. Почему попытка членов Верховного тайного совета ограничить самодержавие не удалась? Вспомните подобные попытки, предпринимавшиеся в начале XVII в. Можно ли говорить о сходстве причин срыва этих попыток в начале XVII в. и в 1730 г.?
5. Почему время правления Анны Иоанновны часто характеризуют термином «бироновщина»? Согласны ли вы с этим мнением? Приведите аргументы за и против.
6. Вспомните о борьбе России с Турцией и Крымом в XVI—начале XVIII в. Почему эта борьба длилась так долго?
7. Почему, на ваш взгляд, несмотря на вступление русской армии в Крым, результат войны 1735—1739 гг. для России был очень скромным?
8. Рассмотрите изображение в начале параграфа. Выясните, в чём состояло важнейшее отличие переворота, совершённого Елизаветой Петровной, от других дворцовых переворотов XVI в.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Составьте хронологическую таблицу «Правители России эпохи дворцовых переворотов».
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из записок испанского посла в России и ответьте на вопросы.
Было представлено её величеству следующее прошение… «Мы… всенижайше просим соизволить принять самодержавие, с которым царствовали ваши предше- ственники, и уничтожить условия, присланные вашему величеству… Всеподданней- ше просим ваше императорское величество соизволить вместо Верховного тайного совета и Высокого сената учредить Правительствующий сенат… и впредь убылые ме- ста в этом Правительствующем сенате, также губернаторы в губерниях и президенты в коллегиях были замещаемы людьми, избираемыми дворянством по жребию… Все- подланнейше просим, чтобы ваше величество… благоволили теперь же составить правление так, как оно должно оставаться на будущее время. Наконец мы, всени- жайшие подланные вашего императорского величества, надеемся быть счастливыми
при новой форме правления и при уменьшении налогов…»
Министры Верховного совета… стояли как поражённые громом, и никто из них не осмелился сделать ни малейшего движения. Тотчас за сим царица велела государ- ственному канцлеру… принести все бумаги, подписанные ею. и когда он принёс их, то сё всличество изорвала их в присутствии всех, и тут дворянство и военные с гром-
ким кликом радости стали целовать руки государыни, своей самодержицы.
1. О каких событиях идёт речь в документе?
2. На какие изменения в организации управления надеялись представители дворянства? Сбылись ли эти надежды?
3. Почему члены Верховного тайного совета «стояли как поражённые громом»?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «фаворит». Кого из исторических деятелей XVI—XVII вв. вы можете назвать фаворитами?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Как повлияла эпоха дворцовых переворотов на систему центрального управления страной?
- Как Анна Иоанновна стала императрицей?2. В чём состояли особенности её правления?