§ 19–20. Культура и быт в IX – начале XIII века
Какие факторы определяли развитие русской культуры? Чем культура единой Руси отличалась от культуры раздробленности?
Какие традиции впитала в себя древнерусская культура?
Какие слова из изсборника важны и сегодня?
- О чём писали древнерусские авторы в своих сочинениях?2. Расскажите о том, как украшались книги.
3. Составьте рассказ о том, как учился новгородский мальчик Онфим.
Назовите имена древнерусских авторов и их произведения. Имя автора какого знаменитого произведения древнерусской литературы историкам неизвестно?
Как вы думаете, почему образ былинного героя Владимира Красное Солнышко учёные связывают с князем Владимиром Святым и князем Владимиром Мономахом?
1. Расскажите об устройстве крестово-купольного храма.
2. Вспомните, почему первая каменная церковь в Киеве получила в народе название Десятинной.
1. Чем необычны фрески Софийского собора в Киеве?
2. Что вы знаете об иконах? Почему они были важны для жителя Руси?
Вспомните, кто из Владимиро-суздальских князей указал возвести Дмитриевский собор во Владимире.
Чем различалось строительство Успенского и Дмитриевского соборов ов Владимире?
1. Что такое скань и зернь? Чем они различаются?
2. Какие ещё техники ювелирного дела существовали на Руси?
1. Что вы знаете про лапти? Из чего и как их делали?
2. Чем различался быт знати и простых людей?
Вопросы и задания
1. Почему в нескольких городах нашей страны установлены памятники Кириллу и Мефодию?
2. На каком основании историки утверждают, что среди населения русских городов, в частности Новгорода, было много грамотных людей?
3. Учёные отмечают, что героями княжеских былин были, как правило, богатыри-воины, а героями новгородских — купцы. Как вы думаете, почему?
4. Рассмотрите на обложке учебника репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Какое представление народа о защитниках Русской земли воплотил в ней художник?
5. Какие идеи были заложены в «Слово о полку Игореве»?
6. Почему летописи можно считать соавторами этого учебника?
7. В чём выразилось влияние Византии на развитие русской архитектуры?
8. Назовите культурные центры, которые выделялись в период раздробленности.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Изучите хронологическую таблицу в начале параграфа. Чем в XII в. различались архитектурные сооружения русских земель и Западной Европы?
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из статьи А. Куприянова «Естественно-научные представления в Древней Руси» и ответьте на вопросы.
Время донесло до нас и имя первого русского учёного, астронома и математика Кирика Новгородца, автора научного трактата «Учение им же ведати человеку числа всех лет», написанного им в 1136 г… Это средневековый научный трактат, посвящённый применению знаний по церковной хронологии и средневековой вычислитель- ной математике. В нём идёт речь о единицах, счёте времени, об основных понятиях календаря и использовании этих сведений в хронологии. Древнерусский автор демонстрирует высокое умение счёта, производя точные выкладки с числами порядка десятков миллионов. «Учение» в заключительной части содержит сведения об авторе: 26-летний иеродиакон Кирик, то есть монах, имевший духовный сан диакона, был доместиком (руководителем хора) церкви Святой Богородицы Антониева монастыря в Новгороде.
- В каких науках был сведущ Кирик?2. Как вы думаете, почему автор первого научного трактата на Руси был монах, как и большинство авторов древнерусских произведений литературы и искусства?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Расскажите, чем различаются мозаики, фрески и иконы.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какие факторы определяли развитие русской культуры? Чем культура единой Руси отличалась от культуры раздробленности?
- В каких науках был сведущ Кирик?2. Как вы думаете, почему автор первого научного трактата на Руси был монах, как и большинство авторов древнерусских произведений литературы и искусства?