Параграф 19-20 учебник по истории России IX — начало XVI в. Мединский, Торкунов 6 класс

Учебник История России IX — начало XVI в. 6 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России IX — начало XVI в.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 19–20. Культура и быт в IX – начале XIII века

Какие факторы определяли развитие русской культуры? Чем культура единой Руси отличалась от культуры раздробленности?

Какие традиции впитала в себя древнерусская культура?

Какие слова из изсборника важны и сегодня?

  1. О чём писали древнерусские авторы в своих сочинениях?2. Расскажите о том, как украшались книги.

    3. Составьте рассказ о том, как учился новгородский мальчик Онфим.

    Назовите имена древнерусских авторов и их произведения. Имя автора какого знаменитого произведения древнерусской литературы историкам неизвестно?

    Как вы думаете, почему образ былинного героя Владимира Красное Солнышко учёные связывают с князем Владимиром Святым и князем Владимиром Мономахом?

    1. Расскажите об устройстве крестово-купольного храма.

    2. Вспомните, почему первая каменная церковь в Киеве получила в народе название Десятинной.

    1. Чем необычны фрески Софийского собора в Киеве?

    2. Что вы знаете об иконах? Почему они были важны для жителя Руси?

    Вспомните, кто из Владимиро-суздальских князей указал возвести Дмитриевский собор во Владимире.

    Чем различалось строительство Успенского и Дмитриевского соборов ов Владимире?

    1. Что такое скань и зернь? Чем они различаются?

    2. Какие ещё техники ювелирного дела существовали на Руси?

    1. Что вы знаете про лапти? Из чего и как их делали?

    2. Чем различался быт знати и простых людей?

    Вопросы и задания

    1. Почему в нескольких городах нашей страны установлены памятники Кириллу и Мефодию?

    2. На каком основании историки утверждают, что среди населения русских городов, в частности Новгорода, было много грамотных людей?

    3. Учёные отмечают, что героями княжеских былин были, как правило, богатыри-воины, а героями новгородских — купцы. Как вы думаете, почему?

    4. Рассмотрите на обложке учебника репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Какое представление народа о защитниках Русской земли воплотил в ней художник?

    5. Какие идеи были заложены в «Слово о полку Игореве»?

    6. Почему летописи можно считать соавторами этого учебника?

    7. В чём выразилось влияние Византии на развитие русской архитектуры?

    8. Назовите культурные центры, которые выделялись в период раздробленности.

    Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

    Изучите хронологическую таблицу в начале параграфа. Чем в XII в. различались архитектурные сооружения русских земель и Западной Европы?

    Работаем с ИСТОЧНИКОМ

    Прочитайте отрывки из статьи А. Куприянова «Естественно-научные представления в Древней Руси» и ответьте на вопросы.

    Время донесло до нас и имя первого русского учёного, астронома и математика Кирика Новгородца, автора научного трактата «Учение им же ведати человеку числа всех лет», написанного им в 1136 г… Это средневековый научный трактат, посвящённый применению знаний по церковной хронологии и средневековой вычислитель- ной математике. В нём идёт речь о единицах, счёте времени, об основных понятиях календаря и использовании этих сведений в хронологии. Древнерусский автор демонстрирует высокое умение счёта, производя точные выкладки с числами порядка десятков миллионов. «Учение» в заключительной части содержит сведения об авторе: 26-летний иеродиакон Кирик, то есть монах, имевший духовный сан диакона, был доместиком (руководителем хора) церкви Святой Богородицы Антониева монастыря в Новгороде.

    1. В каких науках был сведущ Кирик?2. Как вы думаете, почему автор первого научного трактата на Руси был монах, как и большинство авторов древнерусских произведений литературы и искусства?

      Работаем с ПОНЯТИЯМИ

      Расскажите, чем различаются мозаики, фрески и иконы.

      Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какие факторы определяли развитие русской культуры? Чем культура единой Руси отличалась от культуры раздробленности?