§ 17–18 Преображённая Россия
Какие из изменений, произошедших при Петре Великом в сфере образования и культуры, представляются вам наиболее важными?
Какие из перечисленных качеств Петра I представляются вам наиболее привлека-тельными?
Выясните происхождение названия башни. Какова была её судьба в ХХ в.?
Решите одну из задач из учебника Магницкого: «В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса».
Объясните слова Ломоносова: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
Опираясь на изображение здания Кунсткамеры, опишите особенности архитектуры Петровского времени.
Определите, чем живопись Петровской эпохи отличалась от русской живописи XVII в.
Назовите наиболее значимые отличия русской культуры Петровского времени от культуры предшествующего времени.
Опишите внешний вид участников ассамблеи.
Что изменилось в быте дворян во времена Петра I?
Назовите важнейшие изменения, произошедшие в России в ходе Петровских реформ.
Вопросы и задания
1. Какие перемены произошли в развитии образования и науки при Петре І?
2. Объясните, почему преобразования в сфере культуры, осуществлённые при Петре I, иногда называют «культурной революцией».
3. Назовите наиболее известные достижения русской культуры времён правления Петра I.
4. Какие изменения произошли в сфере быта при Петре І?
5. Дайте общую оценку реформ Петра Великого. Можно ли считать, что они способствовали ускорению развития России? Приведите конкретные факты в подтверждение своего мнения.
6. В чём, на ваш взгляд, состоит главная идея картины В. Серова, размещённой в начале параграфа? Подберите высказывания на эту тему.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из книги «Юности честное зерцало» и выполните задание.
15. Имеет отрок наипаче всех человек прилежать, как бы себя мог учинить бла-гочестна и добродетельна, ибо не славная его фамилия и не высокий род приводит его в шляхетство, но благочестные и достохвальные его поступки. Понеже благоче-стис есть похвала юности, и счастие благополучное, и красота в старости. ‹…›
18. Младый шляхтич или дворянин, ежели в экзерциции (упражнениях, умениях. — Прим. авт.) своей совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцевании, в шпаж-ной битве и может добрый разговор учинить, и тому ж красноглаголив и в книгах нау-чен, оный может с такими досугами, прямым придворным человеком быть. ‹…›
22. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив… Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.
Объясните слова документа: «…ибо не славная его фамилия и не высокий род приводит его в шляхетство, но благочестные и достохвальные его поступки».
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «кунсткамера». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России первой половины XVIII в.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какие из изменений, произошедших при Петре Великом в сфере образования и культуры, представляются вам наиболее важными?