§17–18 Французская республика: диктатура и террор
Почему правление монтаньяров называют диктатурой?
Как вы думаете, что позволяло в это время меньшинству навязывать свои устремления большинству?
Чем объясняется столь ожесточённая политическая борьба в Конвенте, если и жирондисты, и монтаньяры выступали за республику?
Как вы думаете, зачем была принята конституция, если монтаньяры так и не ввели её в действие?
Для чего монтаньяры проводили политику террора?
Вопросы и задания
1. Какие группировки были представлены в Конвенте? Сравните их политические программы.
2. Используя дополнительные источники, подготовьте рассказ об одном из деятелей революции.
3. Используя ресурсы Интернета и другие источники информации, подготовьте сообщение о перевороте 9 термидора.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) смерть Марата; 2) начало работы Национального Конвента; 3) падение Робеспьера и его сторонников; 4) принятие закона о подозрительных; 5) казнь Бриссо.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из декрета Национального Конвента о реорганизации Революционного трибунала (10 июня 1794 г.) и ответьте на вопросы.
Ст. 4. Революционный трибунал учреждён для того, чтобы наказывать врагов народа.
Ст. 5. Врагами народа объявляются те, кто силой или хитростью стремится уничтожить общественную свободу. <…>
Ст. 7. Наказанием, установленным за все преступления, подлежащие ведению Революционного трибунала, является смертная казнь.
Ст. 8. Доказательством, необходимым для вынесения приговоров над врагами народа, является всякая вещественная или моральная улика, в устной или письменной форме, которая может служить достаточным основанием для всякого справедливого и разумного гражданина; единственным руководством для вынесения приговора должна быть совесть присяжных, проникнутых любовью к родине; их целью является торжество республики и гибель её врагов; формами судопроизводства являются те простые способы, которые подсказываются присяжным их здравым смыслом для выяснения истины по установленным законом правилам.
1. Используя дополнительные источники, выясните, в каких обстоятельствах принимался этот декрет. Обсудите в классе, в чём был смысл его принятия.
2. Почему, с вашей точки зрения, в этом декрете законодатели отказываются от существующих
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Объясните происхождение и смысл понятия «Комитет общественного спасения».
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Казнь на площади Революции. Художник П. Демаши. 1790-е гг.