Параграф 16-17 учебник по истории России XVI – XVII вв. Мединский, Торкунов 7 класс

Учебник История России XVI—XVII вв. 7 класс

Авторы учебника: Мединский В. Р., Торкунов А. В.

Тип: История России XVI—XVII вв.

Издательство: Просвещение

Поделиться решением

§ 16–17 Россия при царе Фёдоре Ивановиче

Удалось ли России в годы царствования Фёдора Ивановича преодолеть социально-экономический кризис?

1. Как отреагировали бояре на усиление влияния Бориса Годунова?

2. Как и благодаря чему Годунову удалось победить в борьбе остальных опекунов царя?

1. Охарактеризуйте политику правительства по выходу из кризиса, осуществлявшуюся под руководством Бориса Годунова.

2. Как введение патриаршества отразилось на положении Русской православной церкви в мире?

1. Чем было вызвано закрепощение крестьян в России?

2. Каково основное содержание законов конца XVI в., направленных на закрепощение крестьян?

Какова была судьба Ивангорода и Нарвы в правление царя Федора Ивановича?

1. Охарактеризуйте внешнюю политику правительства Фёдора Ивановича.

2. Каковы были условия Тявзинского мира?

Какое событие изображено на картине? К каким последствиям оно привело?

1. В чём суть «угличского дела»? Почему оно породило огромную волну слухов в народе?

2. Как вы думаете, был ли причастен Борис Годунов к смерти царевича

Дмитрия? Свой ответ объясните.

Вопросы и задания

1. Назовите меры, предпринимавшиеся правительством для прекращения бегства крестьян. Проверьте себя по тексту пункта 3 параграфа.

2. Как изменялось положение Русской православной церкви на протяжении XVI в.? Соответствовало ли концепции «Москва – Третий Рим» введение патриаршества в России? Объясните свой ответ.

3. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие России в конце XVI в. Чем вызваны особенности её развития в сравнении со странами Западной Европы?

4. Сравните систему управления Российским государством в начале XVI в. и в 1580-х гг. В чём вы видите общие черты и различия?

5.* Составьте в тетради простой план ответа по теме «Правление Фёдора Ивановича».

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Определите хронологический порядок событий: 1) указ об урочных летах; 2) учреждение в России патриаршества; 3) разгром Англией Непобедимой армады; 4) гибель царевича Дмитрия.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из сочинения английского путешественника Р. Ченслера, побывавшего в России, и ответьте на вопросы.

…В северной части страны находятся места, где водится пушнина – соболя, куницы, молодые бобры. Там добывают рыбий зуб; рыба эта называется морж. Ловцы её живут в месте, называемом Пустозеро, и привозят рыбий зуб на оленях в Лампожию на продажу, а из Лампожии везут в место, называемое Холмогоры, где бывает в Николин день большая ярмарка. К западу от Холмогор есть город Новгород, где растёт много хорошего льна и конопли, а также имеется очень много воска и мёда.

У голландских купцов есть там склады. Там также очень много кож, равно как и в го-роде, называемом Псковом; и во Пскове много льна, конопли, воска и мёда; город этот находится от Холмогор в 120 милях. Есть там город, называемый Вологда; тамошние товары – сало, воск и лён…

1. О каких занятиях населения России XVI в. свидетельствует документ? 

2. Какие продукты русских промыслов и сельского хозяйства продавались за рубежом?

3. Какие города упоминаются в документе? Найдите их на карте.

Работаем с ПОНЯТИЕМ

Раскройте смысл понятия «урочные лета». Приведите один исторический

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Удалось ли России в годы царствования Фёдора Ивановича преодолеть социально-экономический кризис?