§ 15 Германия: от «железа и крови» к «месту под солнцем»
Почему в Германии с конца XIX в. усиливались экспансионистские, милитаристские и националистические настроения?
Какое событие символически изображено на данной открытке? Почему в такой необычной роли здесь выступает О. фон Бисмарк?
Какие войны вела Пруссия в ходе объединения Германии?
Какая форма государственного управления установилась в Германии в 1871 г.?
Используя дополнительные источники, узнайте судьбу расположенного перед зданием Рейхстага памятника Бисмарку.
Какие отличительные черты периода грюндерства в Германии вы можете назвать?
Что, на ваш взгляд, иллюстрирует эта карикатура?
Что иллюстрирует эта карикатура?
Какую основную цель во внутренней политике преследовал Бисмарк?
Какое, по вашему мнению, впечатление должна была производить эта картина на зрителя? В переписке с Николаем I Вильгельм I называл себя «адмиралом Атлантического океана», а к российскому императору обращался как к «адмиралу Тихого океана». Как вы можете это объяснить?
Что характеризовало общественную жизнь Германии вначале XX в?.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основные этапы образования Германской империи. Как вы объясните различия между двумя путями объединения государства: объединения «сверху» и объединения «снизу»? Какой вариант, с вашей точки зрения, применим к Германии?
2. Как вы понимаете фразу Бисмарка о том, что «великие вопросы времени решаются не речами и резолюциями большинства, а железом и кровью»?
3. Как менялась структура германского общества во второй половине XIX в.? Какие факторы способствовали развитию экономики Германии?
4. Каковы особенности политики Германии в решении рабочего вопроса?
5. Объясните, какую основную цель преследовал Бисмарк в реализации политики Культуркампф.
6. Кому из упомянутых в параграфе исторических деятелей могут принадлежать слова: «Где бы немецкий орёл ни запустил свои когти в землю, там земля становится немецкой и немецкой останется» и «Океанские волны с силой бьются пред вратами дома нашего народа и заставляют его утвердить своё место в мире как великого народа, одним словом, нам остаётся мировая политика. Океан необходим для величия Германии, но океан также доказывает, что никакое решение на нём и на расстоянии за ним теперь невозможно принять без Германии, без немецкого императора». Как, на ваш взгляд, данные высказывания характеризуют внешнеполитическую про грамму автора этих слов? Свой ответ аргументируйте.
7. В одном из городов России есть памятная доска, посвящённая О. фон Бисмарку. Обратитесь к мемуарам Бисмарка и выясните название этого города и какую роль он сыграл в жизни немецкого канцлера. Подготовьте презентацию на тему «Бисмарк и Россия». Обсудите свою работу с одноклассниками.
Работаем c ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) создание Пан* германского союза; 2) Австро-прусская война; 3) Исключительный закон против социалистов; 4) образование Германской империи; 5) принятие военно-морских законов.
Работаем c ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте фрагмент из неофициального варианта «Гуннской речи» Вильгельма II (27 июля 1900 г.) и ответьте на вопросы.
Германский рейх возрожден, и на нем лежит обязанность оказывать поддержку своим братьям, живущим за границей… Вы должны искупить серьёзную несправедливость. Образ действий, который продемонстрировали китайцы… — это тот случай, которого ешё не было в мировой истории, да к тому же от народа, который гордится своей многотысячелетней историей! Поэтому видно, куда идёт культура, основанная не на христианстве. Каждая языческая культура… гибнет при первой пробе сил…
Вы должны сражаться против хорошо вооружённой силы, но вы также должны отомстить не только за смерть посла, но и за многих соотечественников и европейцев.
Когда вы схлестнётесь с врагом, разбейте его! Пощады не давать! Пленных не брать! Попавший вам в руки — да обречён будет! Как тысячу лет назад гунны при своем правителе Этцелс (Аттиле) сделали себе имя, вызывающее до сих пор страх, так пусть и имя Германии спустя тысячу лет будет таким же известным в Китае, чтобы ни один китаец никогда более нс посмел косо посмотреть на немца.
1. Используя дополнительные источники, узнайте, почему речь германского императора Вильгельма II называется «гуннской». В связи с чем она появилась и какие события, произошедшие в Китае, предваряли её?
2. Считаете ли вы уместным характер таких высказываний германского императора по отношению к другому государству?
3. Почему, на ваш взгляд, было несколько вариантов этой речи?
Работаем c ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «Культуркампф». От каких немецких слов оно происходит? Используя дополнительные источники, попробуйте найти автора этого понятия. Каковы были его отношения с О. Бисмарком?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему в Германии с конца XIX в. усиливались экспансионистские, милитаристские и националистические настроения?