§ 14. Западноевропейская культура в XI–XIV вв.
❓Какие новые черты появились в западноевропейской культуре XI–XIV вв.?
Рассмотрите иллюстрации и определите архитектурный стиль каждого здания.
Какие здания из камня возводились в Средние века? Какие из них имели особое значение?
Рассмотрите форму книги и определите, войне или любви были посвящены помещённые в ней произведения. Почему вы так думаете?
В каком образе предстаёт Лис на иллюстрации? Предположите, чем может закончиться изображённая сцена.
1. Какие жанры представляли литературу зрелого Средневековья?
2. Кто создавал произведения литературы зрелого Средневековья?
Какое из «семи свободных искусств» изобразил средневековый художник? Обоснуйте свой ответ.
1. Какие дисциплины входили в «семь свободных искусств»?
2. Какие формы занятий существовали в университетах?
Рассмотрите иллюстрации. Какие особенности предпочитаемых учёными-богословами способов научного познания мира художники изобразил на их портретах?
1. Назовите наиболее известных западноевропейских учёных.
2. В чём выразилась практическая польза от поиска «философского камня»?
Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и определите, в каком стиле построен Кёльнский собор. Свой ответ аргументируйте.
2. Назовите характерные признаки романского и готического архитектурных стилей.
3. Какие ступени обучения существовали в средневековом университете?
4*. Чем различаются методы схоластики и современной науки?
5. Заполните таблицу «Развитие литературы в XI—XIV вв.».
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из статьи писателя М. Горького. Ответьте на вопросы.
Робин Гуд жил в конце XII в., приблизительно в 1180–1200 гг., в Англии, в огромном лесу Тир-Вуд графства Йорк. В то время в Тирвудском [Шервудском] лесу укрывались остатки старинного населения Англии — саксы, только что побеждённые норманнами, выходцами из Франции.
Эти остатки свободолюбивого народа, не желая подчиняться жестокой власти завоевателей, чуждым обычаям и законам, жили в лесу, сохраняя военную организацию, отличавшую их от простых разбойников больших дорог, нападая только на богатых норманн, на их дворянство, судей, священников и монахов…
Народные баллады рисуют Робин Гуда неутомимым врагом угнетателей норманнов, любимцем поселяй, защитником бедняков, человеком, близким всякому, кто нуждался в его помощи. И в благодарность за это поэтическое чувство народа сделало из простого, может быть, разбойника героя, почти равного святому.
В какую эпоху, по мнению писателя, жил исторический Робин Гуд?
Кем он являлся?
Чем образ Робин Гуда в народных балладах отличался от реального?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
1. Расположите термины по степени повышения их значимости: студент, декан, ректор, преподаватель. Назовите слово, которое объединяет все эти понятия.
2. Найдите лишнее понятие: грамматика, музыка, риторика, диалектика. Объясните свой ответ.
❓Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Какие новые черты появились в западноевропейской культуре XI–XIV вв.?